«Отец болел войной»
Из Могилева в Краснополье мы приехали вместе с дочерью Леонида Васильевича — Ириной Абрамовой:— Я десять лет училась в школе, где папа вел историю и кружок «Музейное дело», организовал детский театр «Орленок». Наш дом в ту пору походил то ли на музей, то ли на театральную костюмерную, ведь было масса реквизита: амуниция, плакаты, фотографии... Писем отцу приходило столько, что почтовый ящик не вмещал: люди просили помочь отыскать сведения о близких, погибших, пропавших без вести на войне. Сегодня сделать это проще — есть специализированные сайты, базы данных, поисковые клубы. А он вставал в четыре-пять утра, отправлял запросы в архивы, скрупулезно изучал полученную информацию, сопоставлял с той, что удалось добыть от свидетелей военных лет. В районе он знал едва ли не каждого: колесил по деревням, разузнавал о фронтовиках, партизанах, подпольщиках. Хотел, чтобы их имена не стерлись из памяти, не прервалась связь поколений.
Человек-энциклопедия — так отзываются о Лобановском те, кто у него учился, помогал собирать экспонаты для музея. К слову, музей, в 1991 году удостоенный звания народного, — одна из визитных карточек Краснопольского района.— Наш край — родина семи Героев Советского Союза. Но Победу приближали тысячи земляков, поэтому на каждом уроке истории Леонид Васильевич произносил новую фамилию и спрашивал класс: что-то слышали об этом человеке? Кто слышал, получал индивидуальное задание — добыть как можно больше данных о нем от родных, соседей, — вспоминает директор Краснопольской районной централизованной библиотечной системы Елена Романенко, у которой Лобановский был классным руководителем. — Очень эффективная форма патриотического воспитания. Мы ответственно выполняли поручения. Понимали, что вносим свой вклад в летопись родного края, что по этим сведениям спустя много лет люди будут судить о войне. Любимого наставника, проработавшего в музее до 75 лет — своего последнего дня жизни, не стало в 2005‑м, но дело его продолжилось. Многие ученики связали судьбу с историей, в районе проходят краеведческие чтения «Спадчына памяцi Леанiда Лабаноўскага».
Летопись подвига
Лобановский — автор 15 книг, шесть из которых о войне. В издании «Память. Краснопольский район» половина данных собрано учителем истории.— На издание книг уходил почти весь его заработок. За это мы иногда отца журили, ведь в семье подрастали трое детей, — признается Ирина Абрамова. — К слову, рецензировала тексты моя мама Людмила Адамовна — учитель белорусского языка, на котором он писал произведения.
На титульном листе книги «Вайна i дзецi», подаренной Лобановским внуку Роману — сыну Ирины, инскрипт: «Няхай цяжкае дзяцiнства маiх аднагодак стане прыкладам для цябе ў жыццi, каб быў заўсёды патрыётам сваёй краiны!».
Она — о юных патриотах Краснопольского района: Ване Голярко, Алеше Жакове, сестрах-близняшках Фросе и Нине Грабаловых, Полине Тимошенко и многих других… Это издание, как и книги «У бой iшлi настаўнiкi», «Пiсьмы з фронту», очерки Лобановского, есть в музейной экспозиции.
В витрине за стеклом — солдатская шинель. Непривычно маленькая — словно с плеча подростка. Он и был подростком, ее владелец, уточняет учитель истории Татьяна Гелетей, десять лет руководившая музеем после смерти Лобановского:
— Это один из первых экспонатов. Шинель Леониду Васильевичу принес ученик Володя, рассказавший: в ней его отец прошел всю войну. На подкладке — сделанная чернилами надпись: «Алеша Жаков».
Война застала Алексея в Курской области, куда он уехал на летние каникулы. Его сестра и брат погибли в оккупации, отца расстреляли немцы, и 14‑летний паренек уговорил солдат 628‑го артиллерийского полка взять его на фронт. Боевое крещение прошел в Курской битве, под Прохоровкой был ранен. Освобождал Украину, Польшу, Чехословакию — как фронтовой шофер на ЗИСе подвозил снаряды артиллеристам. Сын полка награжден медалью «За боевые заслуги», в мирное время — орденом Трудового Красного Знамени.
Портрет Алексея, как и других героев, написал друг Лобановского — художник Александр Поплыко. Рядом — бюст 15‑летней Полины Тимошенко. Отважную разведчицу каратели пытали, резали ножом, но так ничего и не добившись, расстреляли. В память о ней Лобановский поставил спектакль.
Здесь рождается гордость за прошлое
— Свидетелей войны все меньше, и каждый представленный здесь экспонат имеет особую ценность, — убеждена 15‑летняя Марина Павлущенко, которая уже четыре года в музее за экскурсовода. — У нас хранятся партизанские листовки, переданные народным мстителем Григорием Мазыгиным, одежда 11‑летнего узника концлагеря Жени Толкачева, сына партизанки, письма с фронта, читая которые с трудом сдерживаешь слезы.Вот одно из них, 20‑летнего Петра Галактионова маме Меланье Федоровне:
Ты прости — пишу я с опозданьем,
Нынче — бой, а завтра — снова в бой!
Говорю тебе я, не скрывая,
Я всегда в долгу перед тобой...
Понимаю, нет тебе покоя,
Мысли сердце режут, как ножом,
Будто я на поле боя
Пулей фрица насмерть был сражен.
Успокойся, мама дорогая,я остался жив назло врагам.
Жизнь моя такая молодая,
Что ее я даром не отдам!
Младший лейтенант Галактионов, с боями прошедший Молдавию, Румынию, Венгрию, погиб в чехословацком Брно. До конца войны оставалось 12 дней... К ордену Отечественной войны I степени его представили посмертно. Позже боевые товарищи рассказали родным: это был восьмой танк, в котором горел Петя...
Первый экскурсовод школьного музея, а ныне заведующий сектором идеологической работы и по делам молодежи Краснопольского райисполкома Владимир Пиванов подчеркивает:
— Начинался музей с двух залов. Сегодня их пять, более 4 тысяч экспонатов. Наша задача — сохранить и приумножить наследие, собранное Леонидом Лобановским. От него, например, мы узнали, что краснопольчанин Петр Емельяненко в составе сводного полка Карельского фронта открывал Парад Победы в 1945‑м на Красной площади в Москве. Сам герой, награжденный орденами и медалями, был настолько скромен, что много лет никому не рассказывал об этом. Гордиться земляками, именами которых названы улицы города, своей Родиной, — главное, чему учат детей школьные музеи.
Этой весной на здании школы установили мемориальную табличку Леониду Лобановскому — человеку, ставшему частью истории края, которому он был предан всем сердцем.
kislyak@sb.by