Наши зеленки на новогоднем столе

Я всегда неторопливо разгоняю внедорожник, когда возвращаюсь из родного Бобруйска в столицу. Тем более сейчас торопиться некуда: набежали тихие пенсионные годы… То есть пора, когда все чаще приходят воспоминания о пережитом и все реже задаешься вопросом, каким будет твое завтра. В этом уже нет прежней интриги.

В хмурый ноябрьский день, проезжая мимо станции Ясень, почему-то вспомнил свой медовый месяц, который мы с супругой решили провести там, где пробежало мое детство. Да и если честно, чтобы ехать в какое-либо другое путешествие, попросту не было денег. Мы только начинали их зарабатывать.

Я играл с бывшими одноклассниками в футбол, ходил на железнодорожную станцию разгружать вагоны с цементом и сахаром, чтобы подзаработать. Однажды предложил молодой жене съездить на электричке в деревеньку под названием Ясень за грибами. Устойчиво властвовала осень, но знакомые рассказали, что в тех местах хорошо растут зеленки. Мы поехали и… запомнили тот день навсегда.

коллаж юлии костиковой

Ранее я не видел столько этих красивых и вкусных грибов в одном месте. Лес там редкий, со мхом, и нам не нужно было долго отыскивать свою добычу. Крупные и абсолютно чистые зеленки поднимали свои милые головки то слева, то справа. Мы собрали полные лукошки, и вечером моя мать замариновала грибы в литровых банках. Первую открыли к новогоднему столу. Какое чудное это было лакомство!

С той поры пробежала, кажется, целая вечность. И за все это время я не попытался повторить тот успех и выбраться в это, в общем-то, недалекое местечко. Разве что сейчас. Свернул на лесную дорогу и добрался, как мне казалось, до того самого места. Вроде бы оно, но в то же время какое-то чужое, незнакомое. С полчаса ходил вокруг машины, однако не нашел ни одной зеленки. Попадались какие-то поганки, а мои любимые грибы словно решили отомстить за такую долгую разлуку. А может, хотят поиграть в прятки? Но меня сейчас обыграть трудно, так как в глубокий лес не заманишь. Жизнь научила быть осторожным. Однажды сосед по подъезду рассказал, что собрал много зеленок недалеко от Минска, и описал, как добраться до грибного места. Машина была в ремонте — я отправился туда на маршрутном автобусе. Зеленок не увидел, но стали попадаться белые. Крепенькие, головастые, и я увлекся. В какой-то момент отставил корзину, а когда решил вернуться к ней, не нашел. И тут началось… Не меньше часа я ходил вокруг да около, но не мог выйти к месту, где оставил лукошко. Теперь понимаю, какие неприятные минуты переживают грибники, заблудившиеся в лесу.

Так что же случилось с моими зеленками в Ясени? Не знаю. Немного посидел в машине, не включая зажигание. Впрочем, великой загадки здесь нет. Это для меня время от медового месяца до нынешних почтенных лет пролетело быстро. Природа же никуда не торопится. Те же грибы, раз уж о них пошла сегодня речь, появились, как утверждают ученые, задолго до человека. Тоже старожилы! Как-то смотрел на одном из телеканалов передачу о них и удивился, насколько малоизучен до сих пор мир этих представителей природы. С некоторыми подобными явлениями я и сам столкнулся, когда теплое время года (а это в моем представлении ни много ни мало почти половина года) стал проводить на природе в своей далекой усадьбе на северо-западе страны. Я уже рассказывал, что нынешним летом неожиданно произошел взрыв популяции лисичек в наших окрестностях. Их было просто немерено! Озадачивают моих односельчан и рыжики, которые некогда подавали к царскому столу. Их немало было в наших местах, по словам старожилов. Затем совсем исчезли. Совсем! И вот стали снова появляться, с каждым годом все больше и больше. Ядвига, супруга моего хорошего приятеля, смотрителя местного Дома охотника Генриха, оказалась единственной, кто еще не забыл рецепт приготовления рыжиков. Я обещал ей к новому сезону раздобыть небольшую бочку для соления этих деликатесов. Посмотрим, что из этого выйдет!

Вообще, мне в определенном смысле повезло, что усадьба расположена в Национальном парке «Браславские озера», где природа охраняется особенно тщательно. Есть у меня и возможность регулярно общаться с заместителем генерального директора парка по науке Евгением Татуном, который до этого возглавлял местный питомник. Уходя на нынешнюю должность, он оставил место молодой девушке, выпускнице того же вуза, что окончил сам, Татьяне Буракевич. Я сам наблюдал, с каким энтузиазмом и вдохновением взялась она за работу. Словом, природа в национальном парке в надежных руках.

Надо признать, что у нашего населения растет и общая культура сбережения и умножения природных ресурсов. Особенно это заметно на примере борьбы с браконьерством. По словам Дмитрия Лесневского, возглавляющего отдел охраны природных комплексов в Национальном парке «Браславские озера», браконьеров стало гораздо меньше, но выросло число тех, кто увлекается любительской рыбалкой. И это не из-за того, что в последние годы ужесточено наказание за незаконную ловлю рыбы, хотя и это сыграло свою роль. Дело в том, что люди осознанно отдаются такому увлечению, как рыбалка. Все чаще можно наблюдать в лодках семейные пары.

К сожалению, не становится меньше работы у тех, кто вынужден искать заблудившихся в лесу грибников и ягодников. Мне и самому доводилось участвовать в подобных мероприятиях. Думаю, стоит продолжать работу по разъяснению той опасности, что ожидает отправившихся в чащу даже с самыми благими помыслами и надеждами. Лес все же далеко не самое безопасное место для времяпрепровождения, с какими бы целями ты в него ни углубился.

Понятно, что не сидят без работы и осводовцы. На воде гибнут не только лихачи под мухой, но и безобидные рыбаки, не умеющие правильно оценивать риски во время занятия своим увлечением. Скоро установится лед, и очень вероятно, что мы вновь услышим о таких случаях. Пенять здесь не на кого. Как говорится, «уж сколько раз твердили миру…» Этим я тоже занимался, работая в разных средствах массовой информации, где своими публикациями старался отвести от беды как можно больше людей.

Станция Ясень осталась далеко позади, как и моя молодость. Я подъезжал к столице, яркие огни которой создавали предновогоднее настроение, когда поймал себя на мысли, что зря сожалею о том, что не попробую своих любимых зеленок на Новый год. Как я мог забыть?! Где-то месяц назад я возвращался из Налибокской пущи, где навещал своего давнего приятеля, отставного генерала. В отличие от меня он не уезжает на зиму в город, а продолжает жить на уютной даче. У него в те дни был юбилей, и я, как и другие бывшие коллеги, вручил виновнику торжества свой подарок.

На одном из перекрестков, где было расположено специально оборудованное место для торговли лесными дарами, виднелась одинокая фигурка старенькой женщины. Я проехал мимо, но что-то как будто одернуло меня. Дал задний ход и вышел из машины. Пожилая сельчанка обрадовалась случайному покупателю.
— Бери, сынок, грибы, — улыбнулась она. — Смотри, какие красивые…

— Так это же мои любимые маринованные зеленки… За сколько продаете?

— Одна пол-литровая баночка — семь рублей, — почему-то смутилась женщина. — Но если возьмешь две, отдам за десять… 

Не знаю, что меня больше растрогало: грибы из далекого прошлого или слово «сынок». Наверное, я еще действительно не такой уж старый.
Отдал сельчанке 15 рублей и осторожно поставил в багажник две баночки своего уже деликатеса. Подумал, что стоило спросить у торговавшей грибами женщины, как далеко ее деревенька. Может, следовало бы подвезти ее, поскольку были первые признаки сумерек. Успокоил себя: наверное, ей все же недалеко возвращаться.

Супруга удивилась моей покупке на лесной дороге. Возможно, и ей вспомнилась наша вылазка в лес во время медового месяца. Тогда она точно не забудет поставить грибы на стол, когда вся наша семья будет отмечать Новый год.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter