Министр Леонид Заяц и президенты китайских компаний Нянь Юнань и Дай Шивэй подписали беспрецедентное соглашение

Наши страны ударили по рукам. На миллиард

По сути, это подробная «дорожная карта», где расписан каждый шаг и скорость движения дальнейших действий. Цена вопроса — миллиард долларов.

Чего хотят бизнесмены Поднебесной? Нянь Юнань краток, но точен: вместе с белорусскими партнерами заработать деньги и внести вклад в развитие двух стран. Лед тронулся: ручеек инвесторов в нашу страну потек, и превращение его в реку — уже дело техники. 

Фото БЕЛТА

Напомним, в мае Минсельхозпрод подписал протокол о намерениях с президентом корпорации DRex Дай Шивэй о прямых инвестициях в сельхозсектор Беларуси. Теперь же от слов переходят к делу. 

Накануне гости посетили некоторые хозяйства в Оршанском районе и заводы в Гродненской области. Их интерес — полный цикл производства: от сырья до окончательной переработки. Причем они готовы вкладывать деньги уже в существующие предприятия и создавать новые. 

Самым значимым проектом станет завод биоупаковки в парке «Великий камень». 

— За время поездки по Беларуси мы ознакомились с рядом ваших предприятий, и у нас осталось серьезное впечатление. В основном мы смотрели предприятия мясо-молочной продукции и банки. Моя мечта — построить в «Великом камне» современное предприятие по производству упаковки, — сказал журналистам Нянь Юнань и с удовольствием развил тему дальше: — Речь идет о революционной упаковке из полилактида. Мы разработали ее совместно с ведущим вузом Шанхая. Она будет применяться как для продуктов питания, так и для одежды, а также в сфере медицины. Эту упаковку будем делать из белорусского картофеля и кукурузы, а потом экспортировать в Китай и другие страны. Она полностью заменит пластиковую, которая используется сейчас.

Фишка в том, что с помощью растительных культур можно решить одну из самых серьезных проблем загрязнения окружающей среды: выброс неразлагающихся пластиковых бутылок, баночек и пакетов. При захоронении «растительная» пластиковая упаковка разлагается на полностью безопасные составляющие: воду, биомассу, диоксид углерода и другие естественные природные соединения, легко «принимаемые» почвой. Бизнесмен не скрывал, в Китае себестоимость кукурузы и картофеля гораздо выше, поэтому в Беларуси создать такой бизнес гораздо выгоднее. 

Упаковка из кукурузы, картофеля или сахарной свеклы в Америке и Европе производится уже более 10 лет. Ее употребление в прошлом году достигло более 50 тысяч тонн. Лидер по спросу на биоразлагаемые — Западная Европа. В таких странах, как Бельгия и Нидерланды, сегодня во многих магазинах фрукты, овощи и кондитерские изделия упакованы в биопластик. Восточная Европа демонстрирует самый высокий темп роста использования «кукурузных» пакетов — свыше 25 процентов в год. Так что спрос огромен, значит, бизнес — выгоден и перспективен. 

Обсуждался и такой интересный проект, как строительство молочно-товарной фермы на 40 тысяч голов. Леонид Заяц предложил в аренду 20 тысяч гектаров на 99 лет. Но есть, правда, некоторые сомнения: 40 тысяч голов на 20 тысячах гектаров? Даже по китайским меркам это многовато. Но Дай Шивэй уточнил, что 40 тысяч это вместе с молодняком. 

Главное же здесь, что это будет именно белорусская компания, на белорусской территории и будет работать по такому же порядку, как и другие наши сельхозпредприятия. Все тонкости и детали будут еще обсуждаться, но бизнесмены не преминули напомнить: они имеют немалый опыт инвестирования за рубежом. «Обычно на своих предприятиях устанавливаем самое современное оборудование и увеличиваем объем производства, — пояснил Дай Шивэй. — Мы расширяем спектр товаров с высокой добавленной стоимостью. В Беларуси многие — профессионалы своего дела, поэтому мы надеемся, что белорусская продукция будет конкурентна не только в Китае, но и в других странах мира, куда планируем ее продавать».

Торговлей и продвижением продукции на рынок Поднебесной будет заниматься совместная торговая компания. Нянь Юнань озвучил сумму, которую он намерен вложить в рекламу белорусской сельхозпродукции, — 100 миллионов юаней. По курсу на 12 июня 1 юань равен 0,15 доллара.

Он же довольно откровенно высказал и опасения: не хотелось,  чтобы на плечах его компании кто-то недобросовестно вышел на кошельки 1,3 миллиарда потребителей. 

Леонид Заяц тут же отреагировал: кроме «Савушкина продукта», все молочные комбинаты будут поставлять продукцию только вновь созданной компании, которая станет основным оператором на рынке Поднебесной. На первых порах компания будет заниматься продажей молочных продуктов, а впоследствии инвестирует средства в наши молочные предприятия. Корпорация DRex Food Group заинтересована в ОАО «Здравушка-милк». «Мы бы хотели вложить в нее средства, а потом, возможно, и приобрести долю в этой компании», — сказала руководитель направления по Беларуси Зоя Ковалева. 

Помимо сельского хозяйства, китайские бизнесмены готовы вкладывать деньги в финансовый сектор. Речь идет о новом учреждении на базе «Великого камня» и об инвестиционном участии в наших банках. Среди возможных партнеров называют Банк Москва-Минск. Бизнесмены хотят либо приобрести акции банка, причем или полностью выкупить, или какую-то долю. Смотря как договоримся, рассуждает Нянь Юнань и уточняет: не миноритарный, а основной пакет акций. 

И правда, чего мелочиться…

В ТЕМУ

За первый квартал 2017 года Беларусь экспортировала в Китай продуктов на 4,2 миллиона долларов, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем именно молочной продукции поставили на 3 тысячи тонн больше уровня прошлого года.

Подписанные контракты позволят нарастить объем экспорта в страну до 15 миллионов долларов до конца текущего года. 

germanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter