Локомотив в разрезе, паровозы Великой Отечественной, стальной «Дзержинский»... Брестский музей железнодорожной техники собрал под открытым небом уникальные экспонаты, которые искали еще с 90-х годов по всей Беларуси и у соседей. На рельсах — история нашей железной дороги и результат титанического труда создателей экспозиции. День железнодорожника, который завтра отмечается в стране, — это и их праздник.
— В современном поезде ты в закрытые зоны не попадешь, а здесь — пожалуйста! — Алина Секержицкая, преподаватель Брестского госуниверситета имени Пушкина, не скрывает восторга. В музее паровозов (именно так называют его брестчане. — Прим. ред.) она впервые. Привела иностранных студентов, которые не разъехались по домам. Ребята не пропускают ни один локомотив — забираются внутрь, делают селфи.
Майя Италмазова приехала в Брест из Туркменистана. Учится на втором курсе факультета иностранных языков. В кабине машиниста на пару минут сменила профессию:
— Ощущения непередаваемые! Представляю, как сложно такую махину двигать. А ведь тогда еще не было современных технологий.
В этом музее каждый гость открывает для себя что-то новое. Директор Юрий Заяц говорит, что сюда часто наведываются туристы, которым приходится рассказывать об азах железнодорожного дела:
— Чем тепловоз отличается от паровоза? А почему локомотив нельзя называть поездом? И начинаешь объяснять. Так что у нас через историю и о современной железной дороге узнают.
Юрий Заяц в своем деле дока. Музей он создавал вместе со старшим коллегой, почетным железнодорожником Беларуси Аркадием Викторовичем Приветенем, еще с 1990 года. К распаду Союза паровозы в нашей стране уже не использовались, стояли на запасных путях. На случай войны. Когда речь зашла об их переплавке, энтузиасты, вспоминает Юрий, решили сохранить хотя бы по одному экземпляру:
— Собирали по всей Беларуси, в России. К 1996 году была коллекция. Они хранились на различных участках Брестского отделения. С конца 90-х пробивали площадку. Но время было тогда сложное, поэтому инициатива шла со скрипом. И все-таки руководство Белорусской железной дороги нашло резервы.
Музей распахнул двери в 2002 году. В 2015-м не стало Аркадия Викторовича, но Юрий Заяц продолжил дело. А в 2017 году пришел черед реконструкции и создания второй очереди: вагоны с локомотивами подремонтировали, а история Белорусской железной дороги уместилась в новом павильоне, где год назад открылась экспозиция. В выставочном зале под стилизованными перронами шести вокзалов Беларуси сотни экспонатов. Разные службы — путейцы, проводники, локомотивщики — представили свои службы, выставив на всеобщее обозрение ретрооборудование и технику.
А парк машин, оставшийся под открытым небом, превратился в большой старинный вокзал с винтажными инсталляциями, куда брестчане и гости города приходят порой просто на прогулку. В год музей посещают около 40 тысяч туристов. Всего здесь собрано свыше 50 единиц техники. Юрий Заяц показывает раритетные экспонаты. Вагон, которому больше 115 лет, паровоз 1926 года выпуска — свидетель военного лихолетья:
— Модель Эу выпускалась до 1936 года. Во время Великой Отечественной эти локомотивы использовались в прифронтовой полосе. Легкие, простые в обслуживании, они вытянули всю войну. Этот был построен на Харьковском заводе. В «запас» отправлен в 70-е годы прошлого века. И вот теперь здесь, на пьедестале.
Пассажирское железнодорожное сообщение охватывает более 2.000 населенных пунктов страны. Ежедневно пассажирами нашей стальной магистрали становятся более 200.000 человек.А рядом еще один «старичок». Паровоз марки ФД — Феликс Дзержинский. Его выпускали уже после 1936 года. Музейные умельцы прикрепили портрет железного наркома на лицевую сторону дымовой коробки в центр звезды. И это, говорит Юрий Заяц, единственный новодел в экспонате:
— Большинство из них, конечно, уже не на ходу. Чтобы заставить паровозы снова двигаться, требуется много денег, желания и конкретная цель — ради чего запускать механизм.
То есть нужен повод. Например, съемки в кино. И следует сказать, здешние экспонаты вошли еще и в историю кинематографа, «снявшись» во многих картинах — например, «Брестская крепость», «Последний бронепоезд», «Застава Жилина», «Господа офицеры»... Весь внушительный список представлен на отдельном стенде.
Но есть тут локомотив, который ни один режиссер не возьмется ставить в кадр, ибо он... разрезан. Это паровоз серии ЭР-771–14, где половина корпуса заменена прозрачными материалами, чтобы каждый гость смог увидеть, как в машине циркулируют вода, газы и пары — все то, что когда-то приводило стальные колеса в движение.
Стальные пути, вагоны, локомотивы — особая романтика железной дороги. Романтичнее, пожалуй, только ее ретро. Убедиться в этом можно, перешагнув порог Музея железнодорожной техники в Бресте.
ПУТЬ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
Паровозы ушли в историю. Следом за ними отправляются устаревшие тепловозы, электровозы и вагоны. Какие условия сегодня предлагает пассажирам Белорусская железная дорога и чего ждать в перспективе? Об этом рассказывает начальник пассажирской службы Белорусской железной дороги Александр Захаревич:
— Продолжается обновление подвижного состава. В 2018 — 2019 годах на дорогу было поставлено 50 пассажирских вагонов, в том числе 16 купейных, причем 8 из них оборудованы купе для перевозки людей с инвалидностью. Ежегодно закупаются современные электро- и дизель-поезда. По маршрутам городских, региональных и межрегиональных линий бизнес-класса курсируют 18 современных электропоездов и 7 дизель-поездов.
В июле 2019 года на дорогу поступил первый 6-вагонный дизель-поезд ДП6 польского производства. До конца 2020 года намечена поставка еще пяти шестивагонных дизель-поездов этой же модели. Планируется, что они будут курсировать по маршрутам межрегиональных линий бизнес-класса Минск — Витебск, Минск — Гродно и Минск — Могилев.
Кроме того, в январе 2019 года Белорусская железная дорога заключила договор с компанией «Штадлер Минск» на поставку до 2021 года 10 современных электропоездов межрегиональных линий пятивагонной составности.
mityakov@sb.by
Фото автора.