На совещании у Президента по вопросам совершенствования образовательной сферы пришли к выводу: в деле создания качественного учебника на первом месте стоит вовсе не вопрос финансирования, а прежде всего – грамотного подбора авторского коллектива. С этим мнением полностью согласен Валерий Барашков, народный учитель Беларуси, учитель физики Могилевского областного лицея № 1.
Фото из архива «СБ»
– На совещании Министерству образования поручили доработать школьные учебники. Это очень важный и при этом непростой вопрос. На детей да и на учителей сегодня ложится серьезная нагрузка. Cегодня мы за один урок изучаем столько информации, сколько раньше проходили за три, – отмечает собеседник.
Барашков вспоминает, как молодым педагогом попал на презентацию учебника по физике Кикоина:
– По этому пособию потом учились еще лет 20. Помню, автор шокировал присутствующих заявлением: после прочтения учебника в классе из 40 человек тему поймут 2–3 человека. Чтобы разобрались остальные – уже в компетенции учителя. Составителям учебников непросто: нужно донести до основной массы людей сложные понятия, явления. И всегда идет борьба: как написать материал научным языком и сделать это понятно. И не каждый ученый, замечу, осмелиться давать информацию простыми словами. Не зря Президент сказал, что к этой работе должны быть привлечены учителя, а не академики. Но, создавая новое, не надо забывать об уже наработанных материалах. Полностью согласен с этой мыслью. В моей домашней библиотеке много учебников, изданных в разные годы. В одном – прекрасно преподнесена одна тема, в другом – иная. И во время учебных занятий я использую наиболее выигрышные, на мой взгляд, фрагменты.
Создавая новое, нужно помнить об уже наработанных материалах – народный учитель Беларуси о школьных учебниках
Фото:
Андрей САЗОНОВ