Если бы 85 лет назад не случилось то, что случилось сегодня, эти строки не было бы кому писать. По той простой причине, что моим будущим матери и отцу просто не суждено было встретиться. Она родилась в Городокском районе, то есть в Восточной Белоруссии, он — в Вилейском, то есть в Западной. И между ними пролегла государственная граница, которую им было не преодолеть. Как и миллионам наших соотечественников, почти на 30 лет попавшим в рабство к польскому пану. И поэтому 17 сентября 1939 года, когда Белоруссия снова стала единой, — святой день для тех, кто жил в те времена, и для нас, их наследников. А самый молодой наш праздник — День народного единства — прочно входит в ряд таких знаковых дней, как День Победы и День Независимости. Он подчеркивает преемственность поколений, незыблемость и самодостаточность нашего государства и нации, ее единство.
А мы едины, и это факт непреложный! Да, мы можем называться «западниками» и «восточниками», мы можем быть поляками, татарами, евреями по рождению, но все вместе мы — белорусы! Иного не дано. История, опыт, накопленный человеческим сообществом, подтверждают: только страна, обеспечившая единство своих граждан, может состояться, своими силами отстоять право на суверенитет и на само существование. Обратных примеров в истории множество, и ходить за ними не нужно — достаточно оглянуться вокруг.
И еще один прямо медицинский факт. Любой организм, особенно человеческий, не сможет функционировать в полном объеме, если изъять, ампутировать какую-то его часть. Это — истина. Отсюда вопрос: а разве наша Белоруссия, растерзанная, разрезанная по живому, потерявшая четыре миллиона человек, могла жить нормально? Ответ, думаю, очевиден.
Но, может быть, в той польской части страны белорусы зажили как люди, счастливо и в достатке?
Может, освободительный поход должен был идти не с востока на запад, а наоборот?
Может, это польского «жаўнера», а не красноармейца наши крестьяне должны были встречать брамками возле своих деревень, цветами и улыбками сквозь слезы?
Может, белорусам были созданы условия, обеспечивающие свободное развитие культуры, языка и выполнение религиозных обрядов, они могли организовывать и поддерживать свои школы, как это декларировала статья 7 того самого Рижского договора, который разорвал нашу Белоруссию?..
Увы, декларации и реальность — большая разница. А посему факты на стол!
Итак, из 400 белорусских школ, что существовали на территории Западной Белоруссии до польской оккупации, в 1934 году осталось только 16, в 1939‑м — ни одной. В Западной Белоруссии не было белорусских театров и музыкальных учреждений. Власти находили различные причины, чтобы закрывать белорусские издательства, библиотеки, избы-читальни.
Почему так? Потому что «с белорусами нужно вести разговор только языком виселиц и только виселиц». «На все тамошнее, то есть белорусское население, сверху донизу должен упасть ужас, от которого в его жилах застынет кровь» — в этих строках тогдашнего газетного официоза вся суть человеконенавистнической политики, которую Польша проводила в отношении белорусов.
Ее плоды — страшная Береза-Картузская, ополячивание и окатоличивание, тотальное обнищание населения, страдавшего от безземелья, невозможности дать будущее своим детям. И если кто-то еще думает, что западные белорусы — это сплошь Радзивиллы, Огинские, Потоцкие и прочие магнаты, которые за «польским часом» с жиру бесились, то глубоко ошибается. Настоящие хозяева той земли, которую у них отобрали, если что и имели, то горький «сірочы хлеб» и ничего больше.
А теперь зададимся вопросом: если дискриминация по национальному признаку — это фашизм, то какое определение дать дискриминации по национальному и религиозному признакам, которым были тотально подвергнуты миллионы белорусов? Тот же фашизм, только с великопольским акцентом.
И если даже Черчилль назвал Польшу гиеной Европы, то гиена эта впервые попробовала крови, матерела и оттачивала свои повадки именно на землях Западной Белоруссии и ее населении. И я возьму на себя смелость сказать прямо: идеи расового превосходства поляков, по сути своей, мало в чем отличались от преступной идеологии национал-социалистов.
Удивительно, но и десятилетия спустя политическим элитам вновь грезится Польша «ад можа да можа». С обязательным присутствием в ее составе «кресов всходних». Сегодня именно она — основное звено в масштабной гибридной войне против нашей страны. Именно там окопались и исходят ядом в адрес моей Родины отщепенцы и прочее политотребье. Поразительно, но славянская страна стала главным орудием англосаксонского мира в удушении нас с вами, нашей с вами Беларуси.
Ну и что дальше? Вот сдохнет, как сказал однажды наш Президент, эта дурная американская кобыла, на которой скачут потерявшие разум дуды, туски и иже с ними, и что тогда? А ничего хорошего. Разбитое корыто и разбитые мечты народа, позволившего себя так задурить. Поверьте, так и будет. Раньше, позже, но именно так и будет.
Ну а пока час их не пробил, пытаются душить нас. Закрывают границы и переходы, создавая при это массу неудобств и собственным гражданам. За что нас душат? Ответ очевиден: потому что мы людьми зовемся, никому не кланяемся, живем своим умом и со своего мозоля. Заметьте: за все годы суверенного развития мы никому из соседей не дали ни малейшего повода усомниться в своих миролюбивых устремлениях. Никогда нигде, ни в одной стране, наш солдат не появился с оружием в руках, никого ни к чему не принуждал.
Наоборот, вокруг нас возводят санитарные кордоны, а мы открываем свои границы. И люди, сотни тысяч, едут, потом возвращаются и рассказывают правду о том, что увидели: доброжелательных людей, чистые безопасные города, полные магазинные полки. И этой правды их же собственные власти боятся как огня. Ибо она рушит мифы, которые плодит по поводу нашей страны западная пропаганда.
Мы всегда так делали, делаем и будем делать. В этом наша суть. А сила наша в том, что мы твердо знаем: потерявшая человеческие и нравственные ориентиры Европа — еще не весь мир. Это раз. Хороших людей в мире больше, чем плохих. Это два. И друзей у Беларуси намного больше, чем врагов. И мы отстаиваем собственную историческую правду, на которую имеем право. И просим другие государства уважать это право.
Хотя почему просим? Требуем!