Нападение... по телефону

Как устоять перед психическими атаками?

Как устоять перед психическими атаками?


Они звонят среди ночи и просят вас отключить сигнализацию в машине, которая «орет» у них под окнами вот уже два часа. И все бы хорошо, да вот беда — у вас не то что автомобиля, даже велосипеда никогда не было. Объяснив это, вы кладете трубку. Но телефон звонит снова, тот же голос повторяет свои требования. Вы раздражены, но пытаетесь быть вежливым: еще раз терпеливо объясняете ситуацию. Не прошло и минуты, а телефон опять тренькает. Так будет продолжаться до тех пор, пока вы: а) не сорветесь до нецензурной брани в адрес собеседника; б) не отключите телефон. Мы называем их телефонными хулиганами, а они себя — пранкерами.


Пранк*: «достать» жертву


Телефонное хулиганство существует столько же, сколько и сам телефон. Считается, что первыми пранкерами стали операторы–шутники из телефонной корпорации BELL Systems: скучая на работе, они иногда переключали своих клиентов на неправильный номер или на себя, после чего общались с человеком на том конце провода. Когда операторов заменили автоматы и отследить номер шутника стало гораздо труднее, число пранкеров, почуявших безнаказанность, возросло.


Чего лукавить, многие из нас грешили в детстве телефонными шалостями. Помните такую забаву: набираешь наугад телефонный номер и спрашиваешь: «Это зоопарк?» — «Нет?» — «А почему со мной обезьяна разговаривает?!» Мои знакомые часто жалуются на таких «юмористов». Да и я сама пару раз с ними общалась. Было дело, целую неделю по три раза на день мне звонил незнакомец и утверждал, что забыл у меня зонт. После очередного повтора диалога: «Никакого зонта у меня никто не забывал!» — «Девушка, зачем вы меня обманываете?» — я перестала поднимать трубку, благо телефон с определителем. Незнакомец сделал еще несколько попыток и успокоился. К счастью, я стала объектом внимания относительно безобидного пранкера.


Увы, остряки становятся все навязчивее, а их шутки — жестче. К примеру, 60–летняя московская пенсионерка Зинаида Николаевна, которую российские пранкеры «достают» уже более пяти лет (в Интернете постоянно появляются свежие аудио– и видеозаписи «розыгрышей» с ее участием), уже стала пациенткой психиатров. И число таких жертв постоянно растет.


Шутки кончились: угрозы по телефону


Любители подурачиться — это меньшее из зол, грозящих владельцу телефона. Если шутника игнорировать и на провокации не поддаваться, он быстро теряет интерес. Гораздо страшнее — «телефонные маньяки». Для гомельчанки Иры, жертвы навязчивого поклонника, 50 — 70 пропущенных в день звонков на мобильном — обычное дело уже несколько месяцев:


— Он забрасывал меня эсэмэсками, звонил домой, на работу. Когда я сказала, что встречаться с ним не буду, он пригрозил «порезать ножичком лицо».


С Игорем Ира познакомилась на работе: он зашел в офис по своим делам, увидел ее и влюбился. Попыток завоевать сердце красавицы не оставил, даже когда узнал, что у нее есть жених. Видимо, считал, что в любви все средства хороши: от пылких признаний перешел к оскорблениям и угрозам.


— Я записала на диктофон все те мерзости, которые он мне говорил. Когда звонил на работу, включала громкую связь на телефоне, чтобы в случае чего у меня были свидетели. Пришла писать заявление в милицию, а мне объяснили: единственное, чем они могут помочь, — вызвать его на воспитательную беседу.


С того момента, как Игорь в первый раз увидел Иру, прошел почти год. За это время она подверглась четырем телефонным атакам, каждая из которых длилась месяца по два. Первый раз парня кулаками утихомирил жених девушки, второй раз припугнул ее приятель — сотрудник милиции, затем Ира поменяла несколько телефонных номеров. А сейчас сменила и... место жительства. Телефонные преследования — одна из причин переезда в другой город.


Еще одна история приключилась с нашей читательницей из Минска Леной Шинкаревой. Пару месяцев назад ночью ей позвонил неизвестный и потребовал какие–то долги. Когда сонная Лена объяснила, что «кредитор» ошибся номером, услышала зловещее: «Не пудри мне мозги! Я тебя все равно найду». Он названивал ей несколько дней подряд, придумывая все новые и новые способы расправы. Лена не испугалась (бояться–то ей, собственно, было нечего: никому она ничего не задолжала), ей просто надоело не высыпаться. После очередного звонка она пригрозила собеседнику, что обратится в милицию. Бросив на прощание: «У меня везде связи, тебе никто не поможет», — незнакомец больше не звонил.


Да, привлечь к уголовной ответственности за такие «шуточки» непросто. В основном за решетку попадают «телефонные террористы», надоедающие ложными сообщениями о заминировании.


Компетентно


Оперуполномоченный по особо важным делам главного управления уголовного розыска криминальной милиции МВД Владлена Харитонова:


— В настоящее время понятие «телефонный терроризм» не является термином, используемым в Уголовном кодексе. Однако в случае сообщения о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность для жизни и здоровья людей, человека можно привлечь к ответственности за заведомо ложное сообщение об опасности. Максимальное наказание по этой статье — пять лет лишения свободы. Так, например, недавно индивидуальный предприниматель, уговоривший подростка позвонить в милицию и сообщить о заминировании Центрального рынка в Гомеле, сам неоднократно звонивший в 102 с тем же сообщением, был приговорен к трем годам и трем месяцам лишения свободы.


Для других шуток телефонных хулиганов найдется статья в административном кодексе. Статья «Мелкое хулиганство» предусматривает либо штраф в размере от 2 до 30 базовых величин, либо 15 суток ареста. Но и здесь есть тонкая грань. К примеру, если ранее человек уже был судим по статьям «Оскорбление» или «Клевета», то его можно привлечь и к уголовной ответственности. Проблема в том, что, прежде чем применять меры, сам факт хулиганства необходимо доказать. В любом случае, если вас кто–то донимает, нужно подавать заявление в милицию.


Потенциальные злоумышленники должны знать: за любую психическую атаку их ждут как минимум исправительные работы или солидный штраф.


Совет «СБ»


Если вы стали жертвой телефонных хулиганов


Воспользуйтесь телефоном с автоматическим определителем номера: большинство таких аппаратов дают возможность заблокировать звонки неугодных абонентов.


Неплохо иметь под рукой автоответчик или диктофон: если события будут развиваться по нарастающей, милиции пригодятся любые материалы.


Если нет АОНа, пока один из членов семьи разговаривает с телефонным хулиганом, второй может позвонить от соседей на телефонный узел или в службу 102 для того, чтобы определить, откуда звонит хулиган. Если говоривший бросил трубку, не торопитесь тут же положить на рычаг и свою — канал связи будет сохраняться больше часа.


Можно и даже нужно написать заявление на имя начальника отделения милиции по месту прописки и передать его оперативному дежурному, который выдаст вам талон–уведомление. Кроме того, вам сообщат номер телефона, по которому следует позвонить при следующем разговоре со злоумышленником.


Если телефонные угрозы — начало серьезного шантажа, то с первой минуты следует быть очень внимательным: стараться запомнить тембр голоса звонящего, манеру говорить, посторонние шумы.


Часто «телефонные напасти» можно пресечь в самом начале. Например, если вас спрашивают: «Какой это номер?» — отвечайте по–одесски — вопросом на вопрос: «А какой вам нужен?» — и, если номер не ваш, извинитесь и положите трубку. Некоторые злоумышленники наугад набирают номера, пока не наткнутся на подходящую жертву, которая поддастся на провокацию.


В любом случае, подвергаясь «телефонному террору», сохраняйте присутствие духа. Люди, не реагирующие на хамство, хулиганам неинтересны.


*Пранк (от англ. prank — шалость, шутка) — телефонный розыгрыш–хулиганство. Люди, практикующие пранк, называются пранкерами. Цель пранка: позвонить жертве и путем провокаций и подшучиваний вынудить ее к ответным ругательствам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter