1. Итак, хочу стать экскурсоводом. С чего начать?
– Начать я бы посоветовала с вопроса: «Оно вам надо?» А заодно стоит убедиться в следующем: во-первых, вам нравится общаться с людьми разных возрастов и темпераментов. Во-вторых, вы знаете и любите историю Беларуси и Европы, свободно владеете как минимум белорусским и русским языками, начитанны, разбираетесь в архитектурных стилях, культуре, спорте, в курсе последних новостей и вообще не представляете свою жизнь без постоянной учебы. В-третьих, вы легки на подъем и не гонитесь за стабильностью. Потому что работа эта сезонная, к тому же иногда заказы появляются (кстати, и отменяются тоже) буквально за пару часов. В-четвертых, вы спокойно относитесь к дискомфорту в виде прогулок в любую погоду и многочасовым переездам. В-пятых, у вас нет боязни публичных выступлений, а есть хорошо поставленный голос и четкая дикция. Если все ответы утвердительные, то Национальное агентство по туризму приглашает вас на аттестацию, где специалисты в этом убедятся и выдадут соответствующий сертификат.2. Гид и экскурсовод – это один и тот же человек?
– В нашей стране различий между этими понятиями практически нет. Но вообще гидами чаще называют специалистов, работающих с иностранцами. В классическом же понимании гид – это человек, который везет вас в некое туристическое место и рассказывает по пути о маршрутах и объектах. Для него допустимо не знать определенных тонкостей, которыми владеют как раз экскурсоводы на местах, но он обязан быть начитан в целом. Экскурсоводы, как правило, более узкие специалисты, часто работают в музеях или специализируются на конкретном туристическом объекте.3. Если я изучил путеводитель вдоль и поперек, я экскурсовод?
– А если я изучила книгу рецептов, значит, я повар? Как и в любом деле, чтобы стать хорошим экскурсоводом, нужно много практики, общения и обмена опытом с коллегами.4. Что делать, если заблудился во время экскурсии?
– К счастью, есть смартфоны с навигаторами и офлайн-картами. Не буду скрывать, со мной такое тоже случалось, особенно если не была на месте более года. Поэтому не считаю зазорным держать карту под рукой и подглядывать в нее. Если заблудился водитель, включаю навигатор и подсказываю ему дорогу, попутно продолжая общаться с туристами, словно ничего не произошло.5.…а если забыл имя, событие, дату?
– Золотое правило экскурсовода: не помнишь – не говори. Главное, чтобы было чем заменить этот пробел. Даты всегда можно переиначить на «в таком-то веке». С именами тоже можно схитрить. Например, однажды у меня выпал из памяти Николай Христофор Радзивилл. Пришлось говорить «первый несвижский ординат Радзивилл». И Элиза Ожешко почему-то упорно всю экскурсию звалась у меня Элоизой. Но ничего страшного, в этом случае можно взять паузу, выдохнуть… Главное – сообщить потом туристам, как же все-таки правильно.6. Не надоедает рассказывать одно и то же по сто раз?
– Я задавала себе этот вопрос год назад, когда неделю вела по две-три экскурсии в день. Так вот: не надоедает. Да, основные места остаются теми же, но ведь каждая экскурсия – это не заученный текст, а диалог с туристами. С кем-то говорим с упором в историю, кому-то больше интересны легенды, кому-то – религия. Почти все экскурсоводы – фанаты своего дела. Хлебом не корми, дай как можно больше рассказать «об этом, том и еще вот этом».7. Бесит, когда туристы знают больше тебя?
– Наоборот, даже интересно, когда турист подкован в какой-то сфере. Тогда происходит обмен знаниями. Иногда местные рассказывают мне шикарные истории, делятся воспоминаниями, которых нигде не прочитаешь, и это настоящий клад. А вот что действительно бесит, так это когда туристы думают, будто знают больше, и не хотят принимать информацию, существующую за пределами их картины мира. Но тогда непонятно, зачем они вообще берут экскурсию.8. А реплики не по теме экскурсии раздражают?
– Вопрос философский: а что таковыми считать? Например, группа маленьких танцовщиц из России выпытывала у меня про белорусских блогеров. Гостей из Удмуртии волновала судьба «мовы». Россияне в целом очень любят вопросы по истории Великой Отечественной. Для меня хорошая экскурсия – это и город показать, но и не оставить чувства недосказанности. Раздражать может только нежелание услышать ответ.9. Есть лайфхаки по тренировке памяти?
– Читать и повторять. А еще строить логические цепочки и ассоциативные связи. Увы, я не знаю простого метода, как по щелчку пальцев раз и навсегда выучить многочасовой текст. Да и надо ли?10. Язык болит после работы?
– Язык у экскурсовода, как известно, без костей, поэтому не болит. Но в целом за сохранностью голоса нужно следить: давать себе отдых, пить много воды, не есть семечки перед экскурсией.11. …а ноги?
– Заметила: чем чаще хожу, тем меньше устаю. Тем более мы же не на скорость ходим, а в удовольствие и с остановками. Только раз у меня на следующий день болели ноги: после 11-километровой экотропы по «Голубым озерам».12. Аудиогиды заменят экскурсоводов в будущем?
– Нет, это разные формы подачи информации. Аудиогиду не задашь вопрос, за пояснением придется лезть в интернет, читать, выбирать… Аудиогид не учтет пожеланий и не обеспечит индивидуального подхода. И уж точно не сможет заинтересовать детей и адаптировать для них информацию. Экскурсоводы – это про живые эмоции здесь и сейчас.13. Какой карьерный рост у экскурсовода?
– Стать супермегаэкскурсоводом. А если серьезно, то экскурсоводы уже сами себе хозяева и директора. Кто-то открывает турфирмы, кто-то углубляется в одну-две темы и становится в них востребованным специалистом, а кто-то просто существенно расширяет географию поездок.СВЕТЛАНА ГРИШКЕВИЧ
Аттестованный Национальным агентством по туризму экскурсовод. Родилась в Минске. В 2014 году с отличием окончила БГПУ имени М. Танка по специальности «история». Магистр исторических наук. Водит экскурсии по Беларуси, создает авторские маршруты по столице для минчан.
leonovich@sb.by
Фото из личного архива Светланы Гришкевич.