В РЕДАКЦИИ раздался звонок из Брестской области. Житель райцентра остался недоволен просроченной крупой в местном магазине, написал претензию в книгу замечаний и предложений. Ждет ответа администрации. Читатель опасается, что может его не получить. Слышал, что налоговая больше не контролирует эти вопросы в объектах торговли. А раз не контролирует — частник, он же владелец магазина, жалобу может проигнорировать. Так ли это на самом деле?
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, со вступлением в силу изменений в Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» с налоговых органов сняли функцию контроля за книгой замечаний и предложений. По словам начальника главного управления развития налоговых органов Министерства по налогам и сборам Беларуси Сергея Шкута, теперь то, как субъекты хозяйствования соблюдают законодательство о книге замечаний и предложений, контролируют местные исполнительные и распорядительные органы.
«СГ» решила поинтересоваться, как это работает на местах? На связи начальник ИМНС по Барановичскому району Виктор Соколовский: «Раньше инспекторы ИМНС в ходе плановых или рейдовых проверок смотрели, как книги ведутся, иногда составляли протоколы об административных нарушениях, давали предупреждения или выписывали штрафы. В основном нарушения касались того, что вовремя не давали ответ или ответ был неполным. Сейчас эту функцию сняли с нас. Мы больше не выдаем и не контролируем книги замечаний и предложений».
Но нашему читателю волноваться не стоит: его обращение не станет гласом вопиющего в пустыне. Этот вопрос держат на контроле в отделах экономики райисполкомов. А с книгой замечаний и предложений, по словам специалистов, внимательно знакомятся во время мониторингов. Если предприниматель не ответил на жалобу — будет наказание.
В торговых объектах райпо контроль за тем, кто и по какому вопросу обращается, по сути, двойной: с одной стороны, отдел экономики райисполкома, с другой — руководство райпо.
— Каждый месяц проверяем свои объекты торговли и первым делом следим за тем, насколько оперативно рассматривают обращения. Очень важно давать ответы покупателям в срок — по закону это 15 дней, — комментирует заместитель начальника торгового отдела Барановичского райпо Галина Калиневич. – Книга замечаний и предложений находится в каждом торговом объекте, а их десятки. И за каждой из них закреплен ответственный.
Да, теперь с налоговых органов сняли функцию контроля за книгой замечаний и предложений. Это один из шагов по упрощению работы предприятий, в том числе частных. Наш читатель резонно заметил: «А не пострадают ли при этом мои права как потребителя?»
— Ни в коем случае, — заверяет председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша. — На самом деле алгоритм обращения для самого потребителя не изменился. И особых нареканий на эту процедуру нет. Обратился обиженный покупатель напрямую к субъекту хозяйствования, считая, что его права нарушены, сделал запись — он должен получить в установленное время ответ.
Несмотря на то что книги замечаний и предложений больше не подконтрольны налоговым, они по-прежнему остаются действенным механизмом в отношениях между покупателем и продавцом.
ostapchuk@sb.by
korenevskaja@sb.by
Правда ли, что книга замечаний и предложений утрачивает свою действенность в объектах торговли?
Наказание по жалобе неизбежно
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.