Пенсионеры нашли на огороде медаль "За отвагу" и ищут родственников героя

Награда ищет героя

«Война не закончена, пока не похоронен последний солдат» — мысль на все времена. Ею, хотя с момента завершения Великой Отечественной минуло уже более семи десятилетий, руководствуются многочисленные поисковые группы, которые считают святым долгом в том числе помочь родным больше узнать о судьбе павших — военном пути, наградах, последнем смертном часе. Так, наверное, будет рассуждать и любой порядочный человек, который вдруг найдет ценное свидетельство той эпохи. Но куда обращаться, в какие архивы стучаться и как выйти на связь с родственниками, если единственная подсказка — лишь номер награды? В такой ситуации оказалась семья пенсионеров Малиновских, нашедшая медаль «За отвагу» в собственном огороде.


Эдуард Николаевич и Раиса Васильевна большую часть жизни прожили в Минске, но на пенсии потянулись к земле и размеренной сельской жизни. В Полянке, родной деревне мужа, что примерно в 40 км от столицы, они обосновались 10 лет назад. У Раисы Васильевны принципиальная позиция:

— Что в городе делать, скучно там, неужели на диване сидеть весь день? А здесь я и в огороде поработаю, и за хозяйством небольшим присмотрю — у нас есть куры. Всегда в движении, всегда найдется занятие.

Неудивительно, что именно деятельная Раиса Малиновская и нашла награду Великой Отечественной войны.

— Я люблю с грядками возиться, не жалею на это времени, всегда очень тщательно землю просеиваю. Так и в тот раз было, работала практически у забора, совсем недалеко от главной улицы деревни. И вдруг чувствую, что–то в комке земли попалось, смотрю — вроде не камешек. Начала я его очищать, даже о лопату немного потерла, и вдруг вижу — медаль настоящая, даже номер можно различить. Только колодки, на которой ее носят, нет, видать, истлела в земле за столько лет. Медаль я сразу мужу показала.

Эдуард и Раиса Малиновские найденную медаль берегут и очень дорожат ею, но готовы отдать ее родственникам награжденного, как только те отыщутся.

Сегодня Раиса Васильевна хранит медаль в шкатулке рядом с дорогими — как в прямом смысле, так и сердцу — вещами. Семизначный номер на обратной стороне — единственная ниточка. Эдуард Малиновский ценность награды понял тут же, ведь более 20 лет отслужил в милиции и ушел в отставку в звании подполковника с должности начальника отдела материально–технического обеспечения управления вневедомственной охраны МВД, сам неоднократно был отмечен:

— Конечно, если «За отвагу» — значит, человек настоящий подвиг совершил. Знаете, я хоть и маленьким был, хорошо помню войну. Помню, как однажды в деревню пришли фашисты, и потому, что у нас в лесах партизаны действовали, хотели ее сжечь. Сгоняли людей, даже детей, в хату... Так страшно было, что соседка на коленях начала немцев молить, чтобы нас расстреляли, а не палили заживо — представьте только... И награда принадлежит кому–то, кто, может, именно нашу деревню освобождал. Когда основные силы гитлеровцев уже отошли, у нас стояли наши войска, чтобы добить попрятавшихся в лесах. Тогда и погиб совсем еще молоденький лейтенант. До сих пор помню его фамилию — Хомутинников, он из России был. И похоронили его как раз, получается, напротив нашего огорода — потом останки перезахоронили в братской могиле. Так, может, и медаль его? Обращались в Центральный архив российского Министерства обороны, но просто отписку получили.

Китель Эдуарда Николаевича подтверждает, что о ценности наград он знает не понаслышке.

Раиса Васильевна достает из папки с документами пришедший по почте ответ. Строки скупы: «По существу Вашей просьбы рекомендуем обратиться в военный комиссариат по месту жительства, который при необходимости оформит запрос установленным порядком». Пенсионеры пожимают плечами — да где нам добраться до того военкомата, далеко ведь. Но как только станут известны наследники законного владельца медали, готовы тут же ее передать, уверяет Раиса Малиновская:

— У меня самой отец погиб на войне, лишь недавно узнала, где он похоронен — в братской могиле в Смоленской области. Там обустроен большой мемориальный комплекс, и в этом году я смогла увидеть его — впечатления и переживания, конечно, очень сильные. И я представляю, что будут чувствовать родственники, когда увидят медаль, которой был награжден их отец, дед или прадед. Мы очень хотим их найти.

ШТРИХИ К ПРОБЛЕМЕ

За годы работы ведущему специалисту управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил Александру Лугину приходилось держать в руках не одну утраченную награду, и уже только по одному номеру медали он может сделать некоторые выводы. Итак, найденная четой Малиновских награда, скорее всего, была вручена уже в поздний период Великой Отечественной — приблизительно в 1944 — 1945 годах. К сожалению, сегодня такие трофеи стали лакомым товаром для черного рынка. Причем кому–то интересна даже не коллекционная ценность военных реликвий, а просто содержащиеся в них драгоценные металлы. Тем важнее благородная инициатива семьи Малиновских вернуть награду владельцам, но в данном случае из Центрального архива российского Минобороны им пришел единственно возможный ответ, подтверждает Александр Лугин:

— Действительно, Центральный архив не вступает в переписку с частными лицами, так же как и не принимает обращения по электронной почте, если только вопросы не касаются непосредственно самого человека. Например, выдачи справки социально–правового характера, связанной с социальной защитой. Поводом для обращения в архив может быть установление судьбы погибшего при защите Отечества с целью его увековечения в соответствии с законодательством. Обратиться вправе государственный орган, на который возложены соответствующие полномочия. Ответов на наши запросы зачастую приходится ждать по нескольку месяцев, порой по полгода — нужно поднять и изучить много документов. К сожалению, бывают случаи, когда информацию найти не удается, ведь мы говорим о военном времени, значит, документы какой–либо войсковой части могли быть утеряны или намеренно уничтожены, например, при отступлении. Если невозможно установить родственников награжденного, то медаль могут передать в экспозицию местного музея. Позиция архива насчет общения с частными лицами понятна и с другой стороны: где гарантия, что, заполучив данные награжденного и тем более его родственников, обнаруживший медаль не попытается продать им ее? Поэтому, если вы нашли боевую награду, нужно обратиться в районный военкомат по месту находки, и там подготовят соответствующий запрос.

В данном случае, подтверждает Александр Лугин, нужно уже официально отправить запрос в российский архив и дожидаться ответа. Отталкиваться в поисках от фамилии погибшего лейтенанта, которому могла принадлежать медаль, не стоит — за давностью лет точное звучание или написание его фамилии могло забыться. Не говоря уже о том, что они могут быть в принципе никак не связаны. В любом случае в архиве будут полагаться только на точные цифры. Кстати, на практике по номеру боевой награды удается установить ее владельца более чем в 90% случаев.

ЦИФРЫ «СБ»

С момента основания управления по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн и 52–го отдельного специализированного поискового батальона найдены 64 боевые награды. В прошлом году удалось обнаружить 4 медали «За отвагу» и установить не только, кому они принадлежали, но и за какие именно подвиги вручены.

akostyukevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter