На Могилевщине вынесен приговор супругам за незаконную предпринимательскую деятельность и принуждение свидетелей к даче ложных показаний

Наглость в особо крупном размере

Жадность оказалась сильнее голоса разума. За 4 года официально безработный белорус на нелегальном алкоголе сколотил целое состояние. Но попался с крупной партией товара без сопроводительных документов и за незаконную предпринимательскую деятельность был осужден на 2 года лишения свободы. Выйдя из колонии по амнистии, на какое-то время притих — залег на дно. Но вскоре опять попал в поле зрения оперативников.

Коллаж Олега Попова

Незаконной предпринимательской деятельностью Петр Дударев стал заниматься в девяностые — возил спирт из России. Оправдывал себя тем, что не совершает ничего криминального. Дескать, не он такой, время такое: зарплата маленькая, а жить хочется нормально. Поначалу таскал коньяк, водку и спирт мелкими партиями. Надеясь, что если и попадется, то отделается административным протоколом. Однажды его микроавтобус тормознули на российско-белорусской границе и обнаружили в нем несколько канистр с “горючим”. Дудареву удалось отвертеться. Твердил он как заведенный одно: “Неподалеку от Смоленска на трассе голосовал какой-то мужик, который и попросил меня доставить товар в Беларусь. Дескать, его машина сломалась, а там люди ждут”. Дударев божился: мужик тот за его доброту не заплатил ему ни копейки. И был настолько убедителен, что ему поверили. 

А он, уверовав в собственную безнаказанность, стал наглеть.

Спиртное из России в Беларусь Петр Дударев в 2000-х поставлял уже тоннами. По 10—30 тысяч литров за раз. Действовал осмотрительно. Техника с нелегальным “горючим” из соседнего государства шла караваном — груженую машину непременно кто-то сопровождал. Если где-то попадались сотрудники ГАИ, то сворачивали куда-нибудь в отстойник, выжидали время. Если надо — ночевали в лесу. А уже когда путь был свободен, жали на газ. 

Конечно, Дударев понимал, что серьезно рискует, ведь оптовые партии спиртного на случайного попутчика не спишешь. И в случае задержания ему светит уже не административная ответственность в виде штрафа, а куда более серьезная, уголовная статья. Однако жадность оказалась сильнее голоса разума. К тому же рисковал он не зря. За 4 года официально безработный белорус на нелегальном алкоголе сколотил целое состояние. Но в 2006-м попался с крупной партией товара без сопроводительных документов и за незаконную предпринимательскую деятельность был осужден на 2 года лишения свободы. Выйдя из колонии по амнистии, на какое-то время притих — залег на дно. Но вскоре опять попал в поле зрения оперативников.

Возвращаясь из очередной “командировки” и мысленно прикидывая, куда на этот раз потратит прибыль, “спиртовой” бизнесмен и не подозревал: за ним уже следят. Оперативники вели его груженый микроавтобус от границы почти до самого Бобруйска. Петр попытался оторваться от преследователей, но те пустились за ним в погоню. Настигли коммерсанта, блокировали его машину, хозяина попросили выйти для составления административного протокола. Петр, загнанный в угол, из машины вышел. Но потом вдруг запрыгнул обратно и, невзирая на то, что на пути был сотрудник милиции, ударил по газам. Однако далеко уехать не смог. Поскольку оперативник отделался легкими телесными повреждениями, под уголовную статью нелегальный торговец не попал. И, вдохновленный собственной везучестью, опять принялся за старое. За что, наконец, и поплатился. Буквально через месяц попался со спиртным снова. На этот раз его доставили на допрос к следователю. Но задержанный попросился в туалет и выскочил через окно.

Бегал недолго. Потом был суд и приговор — два года колонии за незаконную предпринимательскую деятельность. Обиженный Дударев подал кассацию в Могилевский областной суд. И был несказанно опечален итогом. Областной суд счел наказание не слишком суровым, а слишком мягким. Итог — 5 лет колонии. Но тут произошло еще одно событие.

Изначально следователям и милиционерам было непросто установить всю криминальную цепочку “спиртового” бизнесмена. В его записных книжках все его подельники значились под именами-кодами. Кому-то он присваивал кличку, кому-то номер. Но не было в его записях ни одной достоверной фамилии и ни одного точного адреса. Тем не менее сбытчиков всех вычислили. И они дали свидетельские показания, покаялись, как, когда, сколько брали товара, сколько на этом заработали.

Дударевы же решили: свидетели должны изменить показания. Экс-супруга Петра Илона и стала человеком, который взялся привести план в действие. Скупщиков нелегального алкоголя, дававших в суде и в ходе следствия показания “против ее Пети” (они развелись фиктивно, на всякий случай, чтобы, если глава семьи попадется на левом спирте, не конфисковали все имущество), она доставала угрозами: “Вы знали, во что ввязываетесь, какие серьезные люди этот бизнес крышуют. Так что не измените показания, приедут россияне и открутят головы и вам, и вашим родным”.

Из-за страха за близких некоторые свидетели стали менять показания. Уменьшали в разы партии товаров. Но правда все равно вскрылась.

Следователь по особо важным делам управления Следственного комитета по Могилевской области Сергей Сенокосов вспоминает:

— В итоге Илона бывшему мужу помочь не смогла, и сама угодила под статью — “Принуждение свидетелей к даче ложных показаний”. Удивительно то, что подобные дела до суда до сих пор не доходили. Во всяком случае, за время существования Следственного комитета. Но нам удалось доказать вину экс-супруги Петра. В тюрьму за содеянное она не попала, так что сможет возить любимому передачи. Но наказана все же была. Суд назначил ей немалый штраф — около 16 тысяч рублей.

Olgak53@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter