— Искать, все время искать...
Что же искал великий писатель, отражая в этих словах вечные сомнения и поиски истины в трудах всех философов?
В «Истории философии» под редакцией профессора Ч.Кирвеля Лев Николаевич Толстой определен как создатель особого религиозно–этического мышления. Принимая основополагающие идеи христианства (равность людей перед Богом, любовь к ближнему, нравственное самосовершенствование и другое), Толстой с болью в сердце признавался, что видит, как прикрываются именем Бога низменные земные интересы. Это происходит тогда, когда человек забывает, что «жыццё ёсць iмкненне да дабрабыту». В «Истории философии», изданной на белорусском языке, авторы использовали слово «дабрабыт», которое вмещает в себя понятия «благополучие», «благосостояние», благоустройство». Лев Толстой видел предназначение человека прежде всего в стремлении к благополучию (духовному, физическому, материальному) через нравственное самоутверждение, через ДОБРО и непротивление злу насилием...
Недавно я услышала, что большинство, кто прошел свою жизнь через советское СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ государство под названием СССР, до сих пор сохранили в душе отношение к социалистической идеологии как к религии своего времени. И главной молитвой наших отцов был «Интернационал». Этот социализм, убеждавший нас, что все в мире должны быть не бедными, то есть не нищими, но и не богатыми. Этот социализм самоотверженно строили и защищали наши отцы и деды, и мыслился он, согласно «Краткому политическому словарю», как «планомерная организация общественного производительного процесса для удовлетворения нужд общества, для обеспечения его полного благосостояния и свободного всестороннего духовного развития общества». Я вспоминаю время социализма без отчаянной ностальгии, но и без сарказма и насмешки. Моя долгая жизнь вместила преподавание истории и литературы в школе и работу в общественно–политической сфере. В свое время немало лекций прочитала в обществе «Знание». И всегда обращалась за истиной к великим умам разных времен. И находила ответ: «Искать, надо искать...»
Известно, что почти весь октябрь 1910 года, то есть последний месяц своей жизни, Толстой работал над статьей «О социализме». Он начал ее писать по просьбе группы молодых чехов, которые задумали издать «Книгу для чтения» со статьями «социалистическими и народно–экономическими».
Ирина Фоменкова.
Фото gymnasium1-grodno.by
Надо сказать, что писатель достаточно глубоко знал труды социалистических реформаторов от Сен–Симона до Карла Маркса и Фридриха Энгельса и в письме к тем самым чехам называл заблуждением, что «кто–то может составить план переустройства и взять на себя ответственность устраивать по этому плану жизнь других людей». Десятки раз и в разные годы Толстой возвращался к простейшему здравому смыслу при оценке схем построения нового, счастливого общества. «Но положим, — писал он, — что вы достигнете того, чего вы желаете: свергнете теперешнее правительство и учредите новое, овладеете всеми фабриками, заводами и землею. Почему вы думаете, что люди, которые будут заведовать фабриками, землею... не найдут средств точно так же, как и теперь, захватить себе львиную долю, оставив людям темным, смирным только необходимое... Только тот может удержать справедливое общественное устройство, кто способен исполнять свои человеческие обязанности перед Богом и перед своей человеческой совестью». За год до своей смерти Толстой даже собирался посвятить этой теме художественное произведение, однако не успел... Но всю жизнь искал прежде всего в самом себе эту самую совестливость и твердую веру, преодоление искушений и убежденность в том, что человек не должен жить в подавлении своей личности... Мне вспоминается его одно из самых глубоких художественно–философских произведений — «Крейцерова соната». Главный герой ищет свое «Я» в круговороте жизни: мечется, страдает, спотыкается и падает, одержимый ненавистью... Но приходит в его жизни минута, когда он, слушая знаменитую сонату Бетховена, думает: «Разве можно допустить, чтобы всякий, кто хочет, гипнотизировал бы один другого или многих, а потом делал бы с ними что хочет... А эта музыка! Мне как будто открылись совсем новые возможности, о которых я не знал до сих пор. И это так радостно».
Значит, мир должен видоизменяться через самосовершенствование? Таков главный аккорд толстовского понимания развития цивилизации? С позиции ХХI века с этим трудно не согласиться и так же трудно согласиться. Опыт истории вообще и после Октябрьской революции в частности убеждает, что красота, любовь и справедливость вряд ли спасут мир, если Человек не научится их защищать, развивать, беречь, бороться за них, иметь право на труд и трудиться. Одним из тех, кто мудро сказал об этом в своих философских трудах, был наш Ленин.
В одном из своих рассказов Фазиль Искандер повествует о том, как представляли себе бурную историю советского государства умудренные жизнью старцы абхазского села. Горцы дали В.И.Ленину свое определение: «Тот, кто Хотел Хорошего, но не Успел!»
Владимир Ильич тоже искал. В этом поиске — НЭП и электрификация, мечта о мировой революции во имя счастья народов и необходимость быть жестким, неумолимым... Он не был и не мог стать всеобщим благодетелем, он был Человеком Поиска на трудном изломе российской истории. Как пишет кандидат исторических наук писатель В.Егорычев в статье «Владимир Ильич многое успел» («СБ», 20.04.2013), Ленин достиг того, что редко выпадает на долю человека: любви и восхищения миллионов, осуществления многих грандиозных целей во имя Человека». Пройдя свой путь поиска истины, он верил, что его философия определит судьбы народов на долгие годы.
Очень хочется, чтобы отклики на великую дату 100–летия Октябрьской революции были, как теперь принято говорить в политике, многополярными и доказательными, без издевательства над историей, а с любовью и уважением к ней, единственной Нашей Истории.
Ирина ФОМЕНКОВА, писатель.
Гродно.