Надежда Сасс: «В Беларуси мы обрели покой, которого так не хватало в Украине»

На телеканале СТВ — новый проект для тех, кто хочет лучше разбираться в происходящем в мире и понимать, как эти события отражаются на жизни каждого из нас и страны в целом. Название у новинки самоигральное — «САСС уполномочен заявить». Вся соль в том, что обыграно здесь не только название легендарного советского телесериала о разведке, но и фамилия ведущей Надежды Сасс. И это, кстати, не псевдоним.

В феврале Надежда вместе с семьей переехала в Беларусь из Украины — так началась новая глава ее жизни. Поговорили с ведущей о времени, украденном войной, минских перспективах и (неожиданно!) белорусских парках, которыми Сасс не устает восхищаться.

— Надежда, почему вы оказались в Беларуси, спрашивать как‑то даже неловко…

— К сожалению, все действительно очевидно. Свобода слова в Украине еще до 24 февраля стала весьма условной. Как журналист я практически полностью лишилась права на профессию, поскольку вещание телеканалов, на которых я работала (NewsOne и ZIK), было запрещено по решению репрессивного органа действующей власти — Совета национальной безопасности и обороны Украины. После этого мы всячески пытались вернуться к зрителю. Выходили на YouTube, но в апреле 2021‑го аккаунты телеканалов были заблокированы на территории Украины. Уже тогда стало очевидно, к чему могут привести действия президента Зеленского и его команды. Хотя в 2019 году коллективы нашего и ряда других закрытых этой властью телеканалов полностью поддерживали Зеленского. Поддерживали как человека, обещавшего принести в Украину мир, защитить права русскоязычных, начать нормализацию отношений с соседями. Но вышло совсем иначе. 
Определенные западные круги быстро взяли Зеленского в оборот и убедили его в том, что его рейтинг падает не из‑за пропасти между обещаниями и реальностью, а из‑за того, что мы говорим об этом в эфире. 
С января 2021‑го власть развернула охоту на тех, кто им же помог в 2019‑м, а не на Порошенко, чьей посадки ждали миллионы украинцев.

Поэтому мы приняли решение покинуть Украину. 13 февраля приехали в Беларусь. С этого момента началась новая жизнь: непростая, морально тяжелая. Но когда ты стоишь на руинах своей прежней жизни, своих заслуг и кажется, что вот‑вот тебя окончательно съест тоска, главное — не отчаиваться, сохранять прямой и ясный взгляд. И именно в такой момент, как правило, происходят судьбоносные и приятные встречи, как это случилось у меня с коллективом и руководством телеканала СТВ.

— Как это произошло, кто кого нашел?

— Сейчас мне кажется, что мы поступательно двигались в направлении друг друга. Я действительно очень люблю свою профессию. Режиссеру Константину Станиславскому приписывают такие слова: «Нужно уметь любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Так вот, это абсолютно про меня. Телевидение — своего рода наркотик, и мне было бы сложно от него отказаться. Поэтому в какой‑то момент я решила действовать: отправила резюме на белорусские телеканалы. И первым, кто откликнулся и обратил на меня внимание, был телеканал СТВ. Мы встретились с Александром Александровичем (Осенко — генеральным директором СТВ. — Прим. ред.) и практически сразу начали обсуждать идею создания интеллектуальной и качественной программы, посвященной международной политике. Наша задача — помочь зрителю не просто получить информацию, но и проанализировать ее. ­Аудитория должна понимать, что за процессы происходят в мире и к чему они ведут. 
Ведь все страны взаимозависимы, и порой события в тысячах километров отсюда могут повлиять на экономику и жизнь людей здесь. Мне кажется, белорусы это хорошо понимают и сохраняют сформированную еще десятилетия назад, во времена работы на телевидении блестящих Валентина Зорина, Александра Бовина, привычку интересоваться мировой повесткой. 
Мы в чем‑то ориентируемся на эти высокие образцы работы обозревателей‑международников, которые не унижали себя упрощениями, а приучали аудиторию расширять свои знания об истории и географии. Но, конечно, привносим много и из современного интерактивного телевидения. Мне повезло, что над программой работает очень профессиональная команда, которая помогает подать сложные темы ярко и содержательно.

— Название проекта — ваша идея?

— Когда‑то давно, когда я хотела запустить свой YouTube‑канал, я придумала это название — «САСС уполномочен заявить». Оно громкое, хлесткое, цепкое. И что важно, в нем есть отсылка к международным новостям. С проектом на YouTube не сложилось, а на СТВ название пригодилось.

— В программе вы анализируете в том числе события, происходящие сегодня в Украине. С какими чувствами говорите о стране, где прошли ваши детство, юность, вся жизнь?

— В данный момент все, что происходит в Украине, — это боль. Боль, которая стала следствием большой ошибки действующей власти, ее дилетантства, неспособности идти на компромисс и нежелания осо­знавать последствия своих действий. Наша страна могла бы стать совершенно другой. 
Много лет Украина жила с верой в чудо, ждала человека, который придет и прежде всего устранит возникшую в 1990‑е годы несправедливость, когда небольшая группа людей присвоила себе львиную долю национальных богатств, обрекая миллионы на бедность. К сожалению, этого не произошло. 
Воровство при новой власти продолжилось, и его так же, как при самозваном гетмане, прикрывали воинственной риторикой и поиском пятой колонны.

Для меня Украина — это страна, где прошли лучшие годы жизни, страна, в которой родились мои дети. И сегодня я хочу, чтобы действующая власть думала в первую очередь о том, как сохранить человеческие жизни. Это самое важное.
Программа «САСС уполномочен заявить» выходит на телеканале СТВ по воскресеньям в 21:00.
— Каким образом должны сложиться обстоятельства, чтобы вы вернулись в Киев?

— Сегодня настолько сложно делать какие‑либо прогнозы… Нужно жить здесь и сейчас. Carpe diem, «лови момент» — это абсолютно про меня. Банальная, но крайне актуальная сейчас фраза. Мир изменился. И уже нет уголков, где можно скрыться от жгучего дыхания эпохи: об этом мы напоминаем в том числе в заставке нашей программы.

— Один из интересных фактов вашей биографии — стажировка в Европарламенте. Как вы там оказались и какие выводы сделали, посмотрев на работу европарламентариев изнутри?

— В 2016 году в Брюсселе я познакомилась с девушкой‑украинкой, которая работала стажером в Европарламенте. Именно она поспособствовала тому, чтобы я попала на практику в офис вице‑президента Европарламента Ришарда Чарнецкого. Для меня, тогда студентки пятого курса отделения международного права Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, это был хороший старт, возможность понять и разобраться, как работает система принятия решений в ЕС. Плюс ко всему я обзавелась множеством полезных контактов, которые пригодились, когда мы отстаивали в Украине существование наших телеканалов. Эти репрессии, к слову, начались еще при президенте Порошенко. Но тогда за счет активных контактов в Европарламенте, ПАСЕ, других международных организациях у нас получилось отсрочить момент закрытия телеканалов. К сожалению, ненадолго.

— Как вас приняла наша страна? До переезда, насколько знаю, вы были в Минске всего раз.

— …Но, кстати, уже тогда мы с супругом задумывались о покупке в Беларуси недвижимости. Так впечатлились Минском, представляете? Когда ехали, думали, что застанем здесь эхо серого прошлого. Конечно, такой красоты не ожидали. Динамизм, порядок, инфраструктура — все на высшем уровне.  
Очевидно, что в Минске (да и Беларуси в целом) у руля те, кто относится к своей земле в хорошем смысле по‑хозяйски. А не как это часто бывает на постсоветском пространстве: всей душой любят родину, но живут в Лондоне. 
К слову, недвижимость тогда мы так и не купили, о чем в этом году успели пожалеть.

Первое время, не буду скрывать, после переезда было сложно. На руках — двое детей, сыну тогда только исполнился год. Но нам посчастливилось встретить огромное количество радушных людей, которые оказали нам всяческую помощь. В Беларуси мы обрели покой, которого так не хватало в Украине. Сын пошел в замечательный сад, дочь посещает спортивные секции: ходит на теннис и шахматы. И как мама я, безусловно, очень этим довольна. Признательна Беларуси за такую возможность. Но знаете, что больше всего мне нравится в Минске? Связь с природой, которую многомиллионный город не смог съесть. Киев в свое время тоже был одним из самых зеленых городов, но эти безумные застройки уничтожили все: парки, аллеи. В Беларуси, к счастью, все еще есть возможность вынырнуть из шумного стремительного города и оказаться среди природы и тишины. Это уникальная возможность, которой я уже восемь месяцев не устаю восхищаться. Поэтому мы с детьми практически каждый день стараемся выбраться в парки, особенно сейчас, когда можно вдоволь насладиться осенними пейзажами.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter