В нынешнем году на Оршанском авиаремонтном заводе уже отремонтировали пять вертолетов, еще восемь поднимутся в небо до конца года.
«Главные наши трудности позади»
— Павел Александрович, что изменилось после визита на предприятие Президента?
— Во-первых, мы стали госпредприятием, вошли в систему Госкомвоенпрома. Во-вторых, разработан бизнес-план завода. В его основу легли требования, изложенные в Указе № 506 «О развитии Оршанского района», которым утверждена программа экономического роста региона на период до 2023 года, и постановлении Правительства № 58, определившем комплекс мероприятий по реализации этой программы. Предприятие идет в строгом соответствии с вышеназванными документами, все ключевые экономические параметры намного перекрыты. К примеру, рост объемов производства за семь месяцев составил 208,1 процента, экспорта — 200,9 процента, темп роста выручки на одного работника вырос на 270,5 процента и составил 64,79 тысячи рублей.
Да, завод ожил, хотя, признаюсь, на первых порах было трудновато: за два десятка лет хронической недозагрузки люди немного расслабились. И удивляться не приходится, многие мне признавались, что реально не видели свет в конце тоннеля. Сейчас этот свет загорелся. Все увидели заманчивую перспективу, у некоторых ведь зарплата выросла в 2—3 раза. В августе в среднем по заводу она превысила 1260 рублей против 675,5 рубля по итогам прошлого года. Чувствуете разницу?
Наконец предприятие впервые за многие годы вышло на рентабельность. За семь месяцев этого года получено 1,19 миллиона рублей против более чем двух миллионов убытков в аналогичном прошлогоднем периоде.
Конечно, как и на всяком производстве, без мелких проблем не обходится, но они решаются в рабочем порядке. Главные наши трудности, думаю, позади.
— На чем основана ваша уверенность?
— Прежде всего на том, как складываются дела на предприятии. Однозначно Оршанский авиаремонтный завод вновь расправляет крылья. И это не просто красивые слова, так оно и есть на самом деле. Об этом самым убедительным образом свидетельствуют и экономические показатели, и ситуация в социальной сфере, и настроение людей. Но еще важнее, на мой взгляд, то, что мы четко знаем, в какую сторону двигаться дальше, выделили главное, что нужно сделать в первую очередь. В данный момент это модернизация и обновление производственной базы, часть которой устарела. В ближайшие два года проведем масштабную реконструкцию предприятия. Сейчас в стадии завершения проектные работы по строительству нового объединенного цеха, в котором будет сконцентрировано все основное производство: слесарно-механические работы, ремонт деталей и систем вертолета, а также ремонт его вооружения и электрооборудования. Уже в следующем году новое производство начнет действовать. На будущий год запланирована также сдача после капитального ремонта здания станции летных испытаний, на 2021-й — цеха ремонта агрегатов, двух обновленных ангаров, модернизированного склада горюче-смазочных материалов.
Замечу, что параллельно проводится поэтапная замена технологического оборудования для ремонта авиатехники на более современное и высокопроизводительное, которое, с одной стороны, позволит освоить восстановление и ремонт самых сложных деталей и агрегатов вертолета, а с другой — значительно увеличить надежность и долговечность винтокрылых машин, получивших в наших цехах вторую жизнь.
Не стану сбрасывать со счетов и такой солидный плюс, который получим в результате модернизации, как экономия времени и материально-технических ресурсов.
У некоторых работников предприятия зарплата выросла в 2—3 раза. В августе в среднем по заводу она превысила 1260 рублей.
Подписанные соглашения
— Скажите, как отразилась на работе завода смена собственника?
— Самым положительным образом. Наши акции полностью выкуплены у бывших владельцев и переданы в хозяйственное ведение государственного внешнеторгового унитарного предприятия «Белспецвнештехника». Оно является сейчас контрактодержателем многих экспортных заказов, которые мы выполняем. Скажу прямо: без такого собственника коллективу было бы крайне сложно. Учитывая огромнейший опыт этой компании в международной торговле вооружением, ее помощь заводу переоценить трудно.
— На недавнем международном авиационно-космическом салоне в подмосковном Жуковском ваше предприятие, барановичский авиаремонтный завод и российская фирма «Технодинамика» подписали трехстороннее совместное соглашение о сотрудничестве. Какие проекты планируете реализовать?
— Хочу отметить, что с этой фирмой мы сотрудничаем уже долгие годы, а сейчас просто оформили эти отношения документально. «Технодинамика» — один из лидеров в России в своем направлении. Это очень крупный холдинг, куда входит несколько десятков предприятий. Сотрудничать с ним многие известные компании почитают за честь. До подписания соглашения «Технодинамика» с завидным постоянством приглашала нас участвовать в тендерах, в которых участвовала она, работать на тех рынках, куда мы пока не можем дойти.
И вот теперь, после подписания на московском авиасалоне соглашения о сотрудничестве, мы сообща станем заниматься ремонтом и модернизацией вертолетов. Эта совместная деятельность позволит нашему предприятию увеличить объемы собственных работ за счет заказов «Технодинамики». Компания будет также привлекать наших специалистов и для послепродажного технического обслуживания вертолетов. Словом, у нашего сотрудничества, я уверен, очень хорошие перспективы.
Предприятие впервые за многие годы вышло на положительную рентабельность.
Портфель заказов формируется
— Насколько сегодня загружено предприятие? Как обстоят дела с расширением географии заказов и заключением контрактов на ближайшее время?
— Завод работает в две смены пять дней в неделю. В нынешнем году уже отремонтировали пять вертолетов, еще восемь поднимутся в небо до конца года. Сегодня в ремонте машины шести заказчиков — одного внутреннего и пяти зарубежных. Предприятие работает с Кавказским регионом, Центральной Азией, Южной Америкой, а еще с Африкой. К тем государствам этого континента, с которыми у нас уже выстроены связи, планируем добавить еще две страны. Расширяем присутствие и в других регионах мира, где уже закрепились. Так, с одной из центральноазиатских стран, которой недавно выполнили первый контракт, сейчас прорабатывается и скоро будет заключен другой, еще более объемный договор.
Просматривается хорошая перспектива и на будущий год. Портфель заказов сформирован уже более чем наполовину, еще пара контрактов — и снимем вопрос полностью. А еще совсем недавно мы об этом даже мечтать не могли.
Радует нас не только почти максимальная производственная загрузка завода, еще есть радость на душе оттого, что наконец-то прекратился отток кадров из коллектива. К нам едут и из других регионов страны, и что самое ценное — многие выпускники вузов и средних специальных учебных заведений, отработав у нас срок по распределению, продлевают контракт. Это очень важно, ведь чтобы вырастить квалифицированного специалиста в нашем деле, нужно как минимум пять лет.
— Очевидно, что в ближайшей перспективе заводу понадобятся новые кадры. Откуда планируете их брать?
— Уточню: в первую очередь нужна молодежь. Прежде всего на ее ум и энергию рассчитываем в реализации появившихся перспектив. У молодых специалистов есть все условия для самовыражения: возможность быстрого продвижения по карьерной лестнице и получения жилья, достойная заработная плата, хороший социальный пакет. И сейчас приток молодого пополнения усилился, каждый четвертый работник предприятия не старше 31 года.
В основном это выпускники Оршанского механико-экономического колледжа, получившие по нашему целевому заданию специальность «Слесарь-сборщик летательных аппаратов». Трудятся на заводе и бывшие студенты Белорусской государственной академии авиации. А недавно руководство завода вышло с инициативой перед БНТУ создать на базе завода учебное подразделение в виде филиала университета. Насколько это реализуемо, пока сложно сказать. О чем-то подобном я ни разу не слышал, не знаю даже предприятия, для которого учебное заведение готовило бы специалистов хотя бы со средним специальным образованием. Так что если получится, будем первыми.
Конечно, можно подобрать умных ребят, направить их в столицу или в другой город, заплатить за их обучение в вузе. Но кто даст гарантию, что они после отработки не отправятся работать на другие предприятия? А вот если человек будет учиться прямо на заводе, до обеда слушать лекции по устройству летательных аппаратов, а после на практических занятиях сможет все, о чем слышал, увидеть и покрутить руками, он прирастет к заводу. А уж затем самых способных будем двигать дальше, отправлять на учебу в престижнейшие вузы мира. И будем при этом уверены: они вернутся домой.
Закреплению молодежи, думаю, будут способствовать и хорошие социально-бытовые условия, которые мы стараемся создать для нее на предприятии. Совсем недавно, например, реконструировали одно из общежитий и поселили там более двух десятков семей в отдельные номера. Это даже не комнаты, а малосемейные квартиры с мебелью. Сейчас планируем строительство жилого дома. У нас уже есть площадка под него, продумываем форму финансирования строительства и предоставления жилья. В том, что дом скоро появится, лично у меня сомнений нет.
Фото Анастасии ТУРОК.