Для школьников и учащихся колледжей создадут учебные мастерские

Набить руку

Профориентация в действии: более чем на 70 предприятиях реального сектора экономики откроют учебные мастерские, ориентированные не только на студентов, но и на учащихся школ и колледжей. Для учащихся профильных классов раз в месяц предусмотрено обязательное практическое занятие в вузовской лаборатории, на заводе или на базе воинской части.

От ученика до лучшего работника

Белорусским школьникам несказанно повезло: присмотреться к будущему рабочему месту можно, буквально находясь за партой. Ранее, поступая в вузы, дети иногда даже плохо представляли, чем будут заниматься, закончив обучение. Чтобы дипломы не пылились на полках, сегодня профориентационную работу значительно активизировали. По сути, подготовка кадров начинается с третьей ступени среднего образования через вузы и высокотехнологичные инновационные предприятия. Профильные классы позволяют формировать траекторию «заинтересованный ученик — отличный студент — квалифицированный работник».

Одиннадцатиклассник гимназии № 50 города Минска Лев Филипчик учится в инженерном классе. В его школьном расписании два раза в неделю стоит факультатив по профилю. Дополнительно раз в месяц парень вместе с одноклассниками отправляется на занятия в вуз или на предприятие. Недавно ребята побывали на «Атланте». Их пустили прямо на производство и по шагам показали, как создается известное белорусское качество. Школьник признается, что еще больше утвердился в желании поступить в технический вуз и создавать роботизированные машины:
— Поменял свое представление о заводах — чисто, аккуратно, многие процессы роботизированы и требуют минимального участия человека. Много корпоративных бонусов. Например, ежемесячное вознаграждение за продолжительный труд в компании при стаже работы от пяти лет — плюс 5 процентов от тарифной ставки, больше 15 — 10 процентов. Впечатлило, что здесь создан медико‑диагностический центр, где работники даже зубы могут лечить бесплатно. Было бы здорово попасть сюда в качестве молодого специалиста.
Ольга Базылева, начальник управления персоналом ЗАО «Атлант», отметила, что предприятие неспроста открывает двери для школьников:

— Уводим от стереотипа, что работать на заводе непрестижно. Наоборот, это прекрасная возможность сразу начать карьеру в крупной компании и получить ценный опыт. Не зря в этом году целевых направлений было выделено в два раза больше, чем в прошлом.

Сегодня школы активно сотрудничают с вузами, заказчиками кадров, отмечает заместитель директора гимназии № 50 города Минска Елена Перченкова. Их учреждение работает в связке с БНТУ, БГТУ, Министерством архитектуры и строительства. Гимназия уже давно готовит стране будущих инженеров, за ней даже неофициальный статус политехнической школы закрепился. Более 80 процентов учащихся поступают в инженерные вузы.

— Процесс обучения по профилю разбит на блоки, — объясняет Елена Перченкова. — Ребята изучают инженерные отрасли: архитектурную, горную, компьютерную... Рассматриваем машиностроение — отправляемся на занятие на МАЗ, МТЗ. Профориентационный блок — один из основных, поскольку дети знакомятся с профессиями строителя, технолога, конструктора, архитектора, программиста, дизайнера, энергетика, логиста, системотехника. Следом — практико‑ориентированный модуль: занятия по 3D‑моделированию, программированию, робототехнике, некоторые фрагменты которых, представьте, ребята отрабатывают с преподавателями вуза на вузовском оборудовании или смотрят, как оно функционирует на заводе.

Мастерская возможностей

Не за горами и расширение сети учебных мастерских, цехов или участков на предприятиях, делится планами начальник управления профессионально‑технического и среднего специального образования Министерства образования Александра Петрова. Пока они работают на 11 предприятиях, но в ближайшие два года их станет значительно больше: 71 предприятие реального сектора экономики откроет учебные мастерские, ориентированные не только на обучающихся в колледжах, но и студентов, учащихся школ. Александра Петрова уверена: такой подход обеспечит им быструю адаптацию как в профессиональном, так и в социально‑личностном плане:

— Важно, чтобы учащиеся, осваивающие конкретную специальность, были в курсе технологий и оборудования, которые используют в организациях, планирующих принять их на работу.

Начальник отдела правовой и кадровой работы концерна «Беллегпром» Валерия Важник рассказала, что у них уже есть такой опыт. На трех предприятиях концерна созданы учебно‑производственные мастерские — Оршанском льнокомбинате, «Галантэе», «Свiтанку». К новому учебному году они появятся еще на шести предприятиях. Обучение пройдет по конкретным специальностям, например ткач, швея, прядильщик.

Валерия Важник акцентирует:
— Предприятия «Беллегпрома» работают в связке с учреждениями высшего и среднего специального образования. Принято решение об увеличении набора на условиях целевой подготовки специалистов для предприятий легкой промышленности. Таким образом, к нам придут мотивированные дети.
От занятия к занятию ребенок оценивает, подходит ли ему эта специальность. В университет абитуриент приходит уже с четким пониманием того, какую специальность, почему и для чего он хочет освоить. На рабочих местах будет все меньше случайных людей и все больше тех, кто знает и любит свое дело.

azanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter