В Беларуси развивается инфраструктура для электромобилей

На зарядку становись!

Президент во время посещения СЗАО «БЕЛДЖИ» поставил задачу — к 1 января 2025 года выйти на серийное производство электромобилей на базе Belgee X50. Специалистам предстоит масштабировать производство компонентов для отечественной модели и освоить определенные компетенции. Стоит и не менее актуальная задача — обеспечить парк электромобилей широкой сетью зарядных станций. Какие результаты достигнуты в этом направлении?


Александр Лукашенко:

— Мировая практика показывает, что курс на развитие и опережающее внедрение инфраструктуры к электротранспорту оказался верным. Сегодня уже практически все страны идут этим путем. Это насущная необходимость и для нас — как с позиции отсутствия достаточных объемов собственной нефти, так и с учетом запуска Белорусской АЭС… Кроме того, нельзя забывать об инфраструктуре. На заправочных станциях по всей республике должна быть возможность быстрой зарядки легковых электромобилей. 

22 октября 2021 года, из выступления на совещании с руководством Совета Министров.

Батарея питается дома

Электромобили в Беларуси перестали быть экзотикой и все чаще встречаются на наших дорогах. Такие машины, так же как их бензиновые и дизельные собратья, заезжают на заправки, только в их «баки» заливают не литры углеводородного топлива, а амперы живительного тока. На своем электрическом коне 38-летний Владимир ездит уже три года и нисколько не жалеет об этом, ощущая все преимущества перспективного транспорта. Это экологичность, надежность, относительно малая частота периодичности техобслуживания и, что немаловажно для любителей спортивной манеры вождения, превосходная динамика разгона. Владелец такого «зверя» отмечает: 5 секунд до сотни! Согласитесь, такие характеристики еще в недавнем прошлом были доступны только самым дорогим спорткарам. Как пополняют свою мощь такие «болиды»? Владимир рассказывает:

— Внешне все выглядит, как заправка автомобиля с двигателем внутреннего сгорания: открываем лючок, достаем заглушку, вставляем заправочный пистолет в зарядный порт. Но предварительно необходимо скачать мобильное приложение, зарегистрироваться и привязать к аккаунту банковскую карточку для оплаты. Сканируем QR-код и следуем инструкциям на экране — зарядка пошла. В приложении показывается вся необходимая информация, и в любой момент можно посмотреть уровень зарядки батареи. Это очень удобно, так как можно закрыть машину и идти по своим делам, а она будет спокойно заряжаться. По информации в приложении ориентируемся, когда возвращаться, приходим — все готово, счастливого пути! 

Важный момент — время зарядки. Оно зависит от характеристик электромобиля, в частности от его батареи. Емкость — важнейший показатель в этом вопросе. Владимир продолжает свой рассказ:

— В моей машине батарея емкостью 90 кВт•ч. На заправках мощностью 50 кВт она заряжается до 100 % около 90 минут, на станциях 100 кВт — вдвое быстрее. Это примерно на 400 километров хода. Но я чаще использую самый удобный вариант — живу в загородном доме и задействую домашнее зарядное устройство переменного тока мощностью 11 кВт. В итоге от домашней розетки — 8—10 часов. Приехал вечером домой с разряженной батареей, поставил на зарядку на ночь, а утром 100 %. Удобно! Тем более слышал от специалистов, что постоянно от высокомощных станций питать батарею не рекомендуется — может сказаться на ее ресурсе, поэтому лучше периодически чередовать два способа. 

На домашнем варианте заряда АКБ электрокара стоит остановиться более подробно. Дело в том, что способ, о котором рассказал Владимир, не совсем тот вариант, когда вставил коннектор в розетку 220 вольт и радуешься процессу. В его случае используется так называемый промышленный вариант подключения — трехфазный (380 вольт). Но электромобиль действительно можно заряжать от обычной розетки, и большинство производителей даже комплектуют свои машины штатным кабелем для этого. Только мощность тогда составит всего 3,5 кВт, значит, за 10 часов в электромобиль можно будет залить лишь 30—35 кВт•ч энергии, этого хватит ориентировочно на 150 километров хода. Как заряжаться — зависит от личных целей и предпочтений, а также технических возможностей. 

Молнии заряда на любой вкус.

Заправочный алгоритм 

Зарядка электромобилей в сети Malanka осуществляется при помощи мобильного приложения Malanka New. Можно пользоваться и станциями партнеров сети, которые интегрированы в это программное обеспечение, рассказывает начальник управления перспективных энергетических технологий РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Алексей Никитенко. Сам процесс предельно прост: после подключения коннектора к электромобилю он происходит в три клика. Для этого необходимо зайти в приложение, в нижней части экрана нажать на значок молнии и отсканировать QR-код коннектора на станции, в окне выбора лимитов и способа оплаты выбрать соответствующие значения и нажать кнопку «Начать зарядку». 

Продолжительность процесса зависит от остатка заряда батареи, необходимого объема зарядки и мощности самой станции. На медленных «заправках» потребуется от 2 до 8 часов, на быстрых — от 30 минут до 2 часов, на супербыстрых — от 10 до 30 минут. Причем мобильное приложение — это целая экосистема для электромобилиста, в которой он может не только зарядиться, но и оформить заявку на техническое обслуживание, лизинговую программу, страхование, узнать актуальные предложения автохаусов и т.д. Также владелец электрокара в процессе зарядки имеет около 20—30 минут свободного времени и чаще всего проводит его просто сидя в машине. Поэтому в его распоряжении на экране — карта фастфудов с актуальными акциями, которые расположены вблизи выбранной зарядной станции. 

В настоящее время стоимость услуг дифференцирована по двум группам: зарядка переменным током на медленных станциях и постоянным током на быстрых, которые составляют 0,43 рубля и 0,56 рубля за кВт•ч соответственно. При этом такая цена не всегда окончательная, поскольку скидочная система для юридических лиц и программа лояльности для физических позволяют пользоваться различными бонусами, снижающими стоимость услуг в зависимости от объема потребления в предыдущем месяце. Так, в настоящее время для юридических лиц, потребляющих не менее 2000 кВт•ч в месяц, предусмотрена скидка от 2 %, увеличивающаяся пропорционально объему потребления. При этом она рассчитывается именно от потребления услуг юридическим лицом, а не отдельно по каждому водителю, зарегистрированному им в системе. Соответственно, чем больше электромобилей, тем выше вероятность значительно сэкономить на зарядке. Физическим лицам начисляются купоны за каждые 50 кВт•ч потребленной электроэнергии, дающие скидку на зарядку в следующем месяце.

Вопросы преткновения

Чаще всего пользователи обращаются за информационной поддержкой, отмечает Алексей Никитенко. Их интересует время работы зарядных станций, какие электромобили можно зарядить, как обеспечена защита от краж в случае использования собственного зарядного кабеля, можно ли оставить электромобиль без зарядки надолго или остановить ее в экстренной ситуации. Все эти вопросы решаются с помощью круглосуточной диспетчерской службы. 

Иногда спрашивают, безопасен ли ввод данных платежной карты. И в этом случае диспетчеры рассказывают, что это абсолютно безопасно. Дело в том, что такие данные хранятся только в системе платежного оператора и передаются по защищенным каналам на авторизацию напрямую в процессинговый центр. 

Второй самой распространенной группой вопросов является сам процесс, отсутствие запуска зарядной сессии и т.д. В таких случаях специалисты технической поддержки в онлайн-режиме совместно с пользователем проверяют все возможные сценарии ошибки, начиная от правильности подключения коннектора, диагностики отклика электромобиля или самой зарядной станции. При необходимости производят удаленную диагностику оборудования. Обычно весь процесс занимает не более 15 минут. Как правило, на локациях установлено более одной зарядной станции, поэтому в случае наличия вопросов по одному из «столбиков» пользователь всегда может зарядиться на другом. 

Сеть обновления

Амперы льются в бензобак.
В стране большое внимание уделяется совершенствованию электросетевой инфраструктуры, рассказывает Денис Мороз. В Жодино построены и модернизированы электросети класса напряжения 0,4—10 кВ, проведены реконструкция действующей и возведение новой трансформаторной подстанции суммарной мощностью 2 МВт, проложены кабельные линии. В городе установлено 9 зарядных станций производства предприятия «Белсельэлектросетьстрой». Это новое направление, оно сейчас развивается под брендом «Скат» — зарядные станции для легкового и общественного электротранспорта. 

Самое главное, что весь комплекс работ по созданию необходимой для работы городского электротранспорта инфраструктуры выполняется под ключ: от проектирования до установки непосредственно самих зарядных станций собственного производства. Таким образом накапливаются необходимый опыт и компетенции для того, чтобы можно было успешно реализовывать такие проекты в дальнейшем. И уже есть определенные планы на будущее. В Шклове выполнены аналогичные работы (там установили 11 зарядок).

Основная часть станций создана государственным оператором — производственным объединением «Белоруснефть» под брендом Malanka. С ними идет работа по нескольким направлениям, отмечает Денис Мороз. Подводятся сети, снабжаются электроэнергией не только так называемые привычные для всех медленные зарядные станции, но и новые супербыстрые комплексы. Там же могут заряжаться и электробусы. Планируется, что к 2030 году в стране будет введено более 80 таких комплексов. Наряду с «Белоруснефтью» на этом рынке работают и другие организации. 

Сегодня крупные логистические, сетевые, торговые компании, а также службы такси устанавливают зарядные станции сами. Доля электротранспорта в автопарках предприятий увеличивается, и этот тренд объединяет все больше заинтересованных организаций. Что касается объемов электропотребления, здесь наблюдается устойчивая и положительная динамика. За прошлый год этот показатель вырос на 27,5 % и составил 18,1 миллиона кВт•ч. Рост сохраняется и в этом году: только за первый квартал объем электропотребления зарядными станциями увеличился почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 7,5 миллиона кВт•ч.

При дальнейшем росте количества электротранспорта энергетики смогут обеспечить всех желающих электроэнергией, заверил замминистра. Все заинтересованы, чтобы это направление динамично развивалось и прирастало. Ежегодно Белорусская атомная электростанция будет вырабатывать около 18 миллиардов кВт•ч электроэнергии и удовлетворять более 40 % внутренних потребностей страны в ней — мощностей для этого достаточно.

Секреты долголетия

Многих владельцев электромобилей интересует вопрос, как правильно заряжать батарею, чтобы обеспечить максимальный срок ее службы. Никаких премудростей нет: химия аккумуляторных батарей электромобиля и алгоритм ее зарядки такие же, как у обычного смартфона. Поэтому и принципы, которые действуют для привычного нам телефона, будут действовать и при зарядке электрокаров. Кроме того, технологии их производства, включая батареи, стремительно совершенствуются, и уже сегодня на белорусском рынке присутствуют модели машин с гарантией производителя на аккумуляторную батарею 5 лет, или на 400 000 километров пробега. 

Проекты идут в регионы

В настоящее время в стране зарегистрировано около 12 тысяч электромобилей. Ситуация не статичная и меняется фактически каждый день. Например, за 4 месяца этого года стало на учет столько же электромобилей, сколько за 9 месяцев прошлого года. Это значит, что цифры 20, 50 или даже 100 тысяч пользователей — совсем недалекое будущее. В настоящее время инфраструктура станций в стране развивается в соответствии с Программой создания государственной сети для зарядки электромобилей, утвержденной постановлением Совета Министров от 10.10.2018 № 731. В настоящее время она находится на корректировке и в скором времени будет выпущена в новой редакции, отмечает Алексей Никитенко. 

Всем регионам уделяется значительное внимание: стоит задача обеспечить комфортное и беспрепятственное передвижение электромобилей по всей территории Беларуси. Кому-то удобно заряжаться возле дома или работы, кому-то — перехватить пару кВт•ч во время похода по магазинам, а кому-то — быстро пополнить практически пустую батарею при длительных поездках по трассе. Для этого специалистами разрабатываются прогнозы внедрения электротранспорта во все сферы жизни общества и определяются перспективные места установки зарядных станций, которые будут обеспечивать максимальное удобство для пользователей.

В Беларуси постепенно переводится на электрический и городской общественный транспорт. Реализованы пилотные проекты в Жодино и Шклове, где жители уже ощутили комфортность новых электробусов, на очереди — Новополоцк. Это наглядно демонстрирует возможности и те направления, которые созданы и развиваются в нашей стране благодаря строительству Белорусской атомной электростанции, отмечает заместитель министра энергетики Денис Мороз. 

Благодаря БелАЭС и стимулирующим мерам, принятым на уровне Главы государства, Правительства, реализации соответствующей государственной программы количество электротранспорта в Беларуси за последние годы существенно выросло. Речь идет как о легковом, так и о городском пассажирском — это современные белорусские электробусы. Замечательно, что теперь они будут курсировать не только в Минске и областных центрах, но и в других городах страны. Такие проекты обеспечивают повышение комфортности и уровня жизни, вносят большой вклад в улучшение экологической ситуации.

shamko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter