Учитель математики минской гимназии № 13 подготовила девять стобалльников по ЦЭ и ЦТ за один учебный сезон

«На уроках я пою»

У талантливого учителя есть свой девиз: «любовь ко всем». На своих занятиях она поет, декламирует стихи и обязательно улыбается. Комплименты от нее слышат даже нерадивые ученики. Педагог придерживается теории: похвала на 30 процентов увеличивает шанс на изменение мышления. В позитивном ключе, естественно.

Не случайность, а система

В руках Инны Романовны золотая статуэтка с надписью «Лучший учитель гимназии № 13, 2023 — 2024 учебный год», которую она в шутку называет своей «Телевершиной». Символичный презент преподнесла администрация школы в благодарность за блестящий результат.  
Этим летом сразу девять ее выпускников получили стобалльные сертификаты по ЦЭ и ЦТ, причем все умницы и умники учились в одном классе.  
Как не удивляться, когда по всей стране зафиксировано всего 248 человек с максимальным результатом по математике на ЦЭ. Еще 20 лет назад, признается педагог, испытала бы эйфорию от ошеломительных новостей, а сегодня воспринимает ситуацию абсолютно спокойно. Безэмоциональность объясняет просто: один‑два стобалльника — случайность, хороший результат каждый выпуск — система. За годы существования тестирования она подготовила 14 человек, у которых зафиксирован наивысший результат.

Есть принципы, которых учитель математики строго придерживается. Один из них — обязательное сопровождение детей с пятого класса по одиннадцатый. Увлечь предметом надо как можно раньше, чтобы ребенок всем сердцем полюбил сложную науку. На какие только действия не идет увлеченный учитель, чтобы разжечь пламя интереса. Разве что не танцует, шутит она сама про себя. Рассказывает математические стихотворения, сыплет прибаутками — в арсенале десятки вариантов на любую тему.
— И обязательно пою! — Инна Романовна тут же напевает мотив о царице наук. — Еще древнегреческий философ и математик Пифагор обнаружил связь между музыкой и математикой. Интереса ради проанализируйте любое нотное произведение — и вы выявите сложные математические концепции, такие как последовательность Фибоначчи и золотое сечение. Естественно, поющий математик удивляет ребят — слушают затаив дыхание. Для детей постарше предлагаю ассоциации, использую мнемоники для запоминания формул.

Тишина только на контрольных

Со смыслом брошенные зерна быстро дают ростки. С позитивным учителем даже сложные темы становятся не такими серьезными и страшными, и дети сильно прикипают не только к Инне Романовне, но и к ее предмету. В 10 — 11 классах начинается упорная подготовка к тестированию, замечает педагог:

— Среди учащихся есть мнение, что к экзамену надо обязательно посетить все репетиционные тестирования. Рассуждают, что на основном испытании будут похожие задания. Своим детям говорю так: на РТ ходим — тренируемся писать тесты в атмосфере напряжения, но задачи решаем абсолютно по всем темам, причем каждую прорабатываем досконально. Работаем по схеме: пару минут теории и практика. За учебный год можно повторить примерно 70 тем.

Необычен подход педагога и к выполнению домашних заданий. Инна Романовна всегда задает много, может и 20 тестов предложить, но всегда предупреждает: решаете столько, сколько посчитаете нужным.

— Никогда никого не заставляю, — обращает внимание собеседница. — Привыкла доверять детям, а они меня не подводят. Я вам больше скажу: не требую стопроцентной дисциплины на уроках. Тишина у нас только на контрольных и во время инсценировки централизованного экзамена. Да! Практикуем такую форму подготовки к испытанию — даже рассаживаемся в шахматном порядке. В остальных случаях школьники должны друг с другом разговаривать, комментировать ответы, учиться помогать.

Инна Романовна придерживается теории, что из лекции человек усвоит лишь 10 — 20 процентов информации, а вот 50 процентов отлично запомнится в ходе дискуссий. Рекордные 90 процентов можно постигнуть, если удалось применить знания сразу после получения.

— Поэтому у нас много практики и много обсуждений, — Инна Романовна выводит на доску тему урока. — К слову, мои дети редко решают у доски. Чаще каждый выполняет задание самостоятельно, а потом дискутируем, получаем, так сказать, коллективный опыт.

Формула педагога

Фирменная особенность Инны Хазан — искренняя улыбка. Учитель смеется:

— Я оптимист по жизни. Это у нас семейное: моя мама, кстати, тоже учитель математики, любую трудность до сих пор переводит на позитив. Если у меня внутри кипит, разворачиваюсь вокруг своей оси и смотрю на проблему в объеме. И всегда отмечаю про себя: все не так уж плохо. Пришел в педагогику — шататься нельзя. Ты взял ответственность за детей. Я на больничном всего пару раз только была — кто ж моим ученикам темы будет петь?

К «трудным» ученикам у нее тоже свое отношение. Рассуждает следующим образом: не всем дается математика. И природа так придумала непросто — у каждого свое направление в развитии и свое предназначение.

— Если молодые учителя вдруг спрашивают совета, делюсь личной педагогической формулой: ученика нужно прежде всего любить, потом обучать, ничего от него не ждать и при этом в него верить. Любить нужно человека во всех проявлениях. Нашкодил ребенок — подойди, скажи доброе слово, попытайся понять. Никогда нельзя унижать ребенка, ругать. За ершистостью и бравадой часто прячется чуткое и ранимое сердце.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Марина Ильина, председатель комитета по образованию Мингорисполкома:

— Более 80 процентов выпускников одиннадцатых классов Минска при итоговой аттестации показали высокий и достаточный уровень знаний. 100 баллов на ЦЭ получил 241 одиннадцатиклассник из 108 школ и гимназий, причем по двум предметам одновременно — 15 человек. Есть и рекордсмены: у отдельных выпускников гимназий № 1, 5, 12, 43 сумма всех итоговых баллов составила 400. Впечатляющий результат в гимназии № 13 — 14 стобалльных сертификатов. Среди выпускников, показавших лучшие результаты по всем учебным предметам, — учащиеся Центрального и Советского районов. И эти результаты идентичны прошлому году. Конечно, эта статистика — повод для нашей общей гордости и ориентир при организации дальнейшей деятельности. Итоги централизованного экзамена мы всегда тщательно и предметно изучаем, чтобы в последующем распространить позитивный опыт на все учреждения образования.

azanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter