2 июля 1944 года в ходе наступательной операции «Багратион» был освобожден районный центр Логойск

На своей земле


Деятельное участие в освобождении Логойска от фашистской нечисти принимали партизаны

2 июля 1944 года в ходе наступательной операции «Багратион» войсками 3‑го Белорусского фронта и партизанами бригады «Большевик» был освобожден районный центр Логойск. 

На тот момент городской поселок Логойск находился под немецкой оккупацией ровно три года. Гитлеровцы разместили здесь свой гарнизон, а вокруг населенного пункта построили дзоты с пулеметами. Многое пришлось увидеть и пережить людям за этот период: расстрелы, виселицы, аресты, голод. Они все это время находились под страхом смерти. Немецкие карательные операции привели к многочисленным жертвам среди мирного населения. Начиная с 21 мая 1944 года в Логойском районе проходила карательная операция «Корморан». Вражеское командование решило очистить тылы 4‑й немецкой армии в прифронтовой зоне от партизан. Прочесав Борисово-Бегомльскую партизанскую зону, каратели к середине июня окружили партизан в болотах возле озера Палик. Вместе с ними находились многочисленные мирные жители. Но оккупанты не успели завершить карательную операцию: помешала начавшаяся 23 июня наступательная операция Красной армии «Багратион». Тогда немцы сняли осаду с Палика и срочно перебросили войска на фронт. Этим самым были спасены тысячи жизней партизан и мирных жителей.

Памятник на братских могилах советских воинов и партизан в Логойске.

Операция «Багратион» стала одной из крупнейших стратегических операций Красной армии периода Великой Отечественной войны. В ней приняли участие войска трех Белорусских и 1‑го Прибалтийского фронтов. Вместе с Красной армией в освобождении Белоруссии участвовали и партизаны. 

После начала операции партизанские отряды перешли к активным действиям по разгрому отступающих немецких войск. Они захватывали главные дороги на запад и устраивали там засады, не допуская отхода врага. Но главной помощью партизан было то, что они знали местность и указывали войскам пути по лесам и болотам, в обход пунктов обороны врага. Также оказывали помощь в наведении переправ через водные рубежи. Народным мстителям была поставлена задача — дезорганизовать работу тыла противника, сорвать подвоз резервов, захватывать переправы и плацдармы на реках, удерживать их до подхода наступающих войск.

Отважный рывок

К началу наступления фронт на территории Белоруссии проходил по линии восточнее Витебска, Орши, Могилева, Жлобина и по реке Припять. Группа армий «Центр» занимала здесь оборону, построив мощные сооружения. Немцы использовали естественные рубежи — линия обороны во многих местах проходила по берегам рек. 23 июня в 05:00 тысячи орудий и «катюш» возвестили о старте операции — развернулась артиллерийская подготовка. После прорыва оборонительной линии в нескольких местах началось стремительное продвижение на запад, и уже 30 июня войска 3‑го Белорусского фронта под командованием генерала армии И. Д. Черняховского вышли основными силами к Березине и приступили к строительству переправ. Наступление проходило в том числе по болотистой местности, которая считалась непроходимой для танков. Но советские солдаты на таких участках устраивали гати. Прошедшие по ним танки захватывали важные дороги отступления немцев. Наша авиация прикрывала боевые порядки своих войск и переправы. Советские штурмовики и бомбардировщики, поддерживая переправившиеся части, наносили удары по войскам противника в западном направлении на дорогах Борисов — Плещеницы и Борисов — Логойск. Все шло по плану операции. В ночь на 1 июля части 11‑й гвардейской армии под командованием генерал-лейтенанта К. Н. Галицкого освободили Борисов и заняли переправы через Березину. После этого началось освобождение Логойщины.

Залпы «катюши» во время операции «Багратион», июнь 1944 г. Фото из книги «Моя война» В. И. Аркашева.

С 1 июля в направлении Логойского района наступал 16‑й гвардейский стрелковый корпус, в составе которого были 1-я, 11-я и 31‑я гвардейские стрелковые дивизии. Хронологию освобождения Логойщины можно проследить по сохранившимся архивным документам. Согласно отчету 16‑го корпуса, 31‑я дивизия преследовала отходящего противника по маршруту Цна — Юрковичи — Слаговище. Передовой отряд дивизии вышел в район деревни Прудки. 1‑я дивизия наступала по маршруту Заполье — Мехеды — Олешники — Саковщина и, не встретив сопротивления противника, перерезала автостраду Плещеницы — Логойск. 11‑я дивизия находилась во втором эшелоне корпуса. На следующий день наступление продолжилось.

Из журнала боевых действий 16‑го гвардейского корпуса: «Войска 16 Гв. СК приведя подразделения в порядок в 6:00 2.7.44 г. приступили к преследованию в общем направлении: Червонный Бор, Эйнаровичи, Ольховка, Боровые, Рудня… 11 Гв. СД — развернувшись и вступя в бой из-за левого фланга 1 Гв. СД имея боевой порядок полков в линию создавая брешь наступающим частям 8 Гв. СК штурмом овладела крупным узлом сопротивления пр-ка и узлом шоссейных дорог гор. Логойск, тем самым создавая группировке противника угрозу окружения в районе: 6 — 7 км. юж. м. Логойск. (СК — стрелковый корпус, СД — стрелковая дивизия. — Прим. авт.) К исходу 2.7.44 части вышли на рубеж: Логоза 2‑я, клх. им. Ленина, Пасеки. Противник в районе м. Логойск оборонялся 342 ПП 196 ПД при наличии танковой роты, приданной из 7 танковой дивизии и 2‑х арт. дивизионов арт. полка 196 ПД. (ПП — пехотный полк, ПД — пехотная дивизия. — Прим. авт.)

Группировка под внезапностью наступления частей 11 Гв. СД отошла в направлении Острошицкий Городок, оставив на поле боя до 500 солдат и офицеров, 6 сожженных и подбитых танков, 2 самоходных орудия, 12 мотоциклов, 4 склада с боеприпасами, 2 с продовольствием, кроме того всю матчасть и тягу арт. дивизионов…»

Дыхание свободы

Командир 11-й дивизии генерал-майор Н. Г. Цыганов.
Освобождали Логойск, согласно архивным документам, части 11‑й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Н. Г. Цыганова из состава 16‑го гвардейского стрелкового корпуса. Дивизия двигалась во втором эшелоне корпуса по маршруту м. Зембин — Цна 1‑я — Юрковичи — х. Темная Новина.

Из журнала боевых действий 16‑го гвардейского стрелкового корпуса: «…Ко времени в бой 11 Гв. СД сложилась следующая обстановка: противник в прежнем составе с утра 2.7.44 продолжал отход в западном направлении, оказывая сопротивление на удобных рубежах. Во второй половине дня он занял рубеж по западному берегу заболоченной долины р. Копанец, р. Гайна на участке пос. им. 1‑го Мая, Беланы, Логойск, Загорье, Хотеново, развернув для обороны МП 5 ТД, 53 охранный полк, 24 полицейский полк. (МП — моторизованный полк, ТД — танковая дивизия. — Прим. авт.) Таким образом сложилась острая обстановка: 16 Гв. СК обошел с севера левый фланг Логойской группировки противника, но в то же время последняя угрожала его левому флангу. В этих условиях командарм дал указание на ввод в бой дивизии 2‑го эшелона 16 Гв. СК — 11 Гв. СД. Последней ставилась задача — развернувшись из-за левого фланга 1 Гв. СД, ударом с севера разбить противостоящего противника и овладеть районом Логойска. 11 Гв. СД, получив задачу, развернулась на фронте Добренево, Нивки и ударом с севера в 18:00 овладела Логойском…»

Согласно архивным документам, в освобождении Логойска приняли участие 27‑й и 33‑й полки 11‑й гвардейской стрелковой дивизии. Из журнала боевых действий 27‑го гвардейского стрелкового полка: «2.07 при совершении очередного марша партизаны сообщили, что в западном направлении до 20 клм. пр-ка нет, а Логойск, что южнее 5 клм. занят противником. Полк получил приказ овладеть Логойском. Полк произвел разведку, развернулся к бою и благодаря неожиданности и решительности Логойск в 16:00 2 июля был занят атакой с севера. Захвачены большие трофеи...»

Подписали отчет командир 27‑го гвардейского стрелкового полка 11‑й стрелковой дивизии подполковник Белов и нач. штаба подполковник Герасимчук.

Расчет 355-го стрелкового полка готовится встретить вражеские танки. Логойский район, Минская область.

Документы и факты

В Национальном архиве Беларуси находятся партизанские воспоминания о событиях тех дней. Командир логойской партизанской бригады «Большевик» Минской области Л. Л. Морозов вместе с комиссаром Н. М. Андреевым написал отчет о деятельности бригады в период освобождения райцентра. В нем отмечается: Логойск освобождали партизаны бригады «Большевик». Впервые они встретились с разведкой советских войск в деревне Корень. От нее народные мстители узнали, что через двое-трое суток здесь будут войска Красной армии. Было принято решение занять дороги, идущие от Логойска на Плещеницы и Вилейку, и готовить операцию по освобождению райцентра. 1 июля 1944 года штаб партизанской бригады «Большевик» находился в 20 километрах от Логойска, в деревне Трубачи (сейчас — Александрино). Отряды были в засадах — блокировали пути отхода немцев на запад. К ночи на 2 июля бригада колонной начала движение по маршруту Корень — Михалковичи — Кузевичи — Терховичи. Первым шел отряд «Большевик», за ним следовал отряд имени Буденного и замыкал колонну отряд «Спартак». До начала темноты они развернулись в боевой порядок для наступления на гарнизон горпоселка. Наступление по плану проходило с трех направлений: со стороны имения Луцевщина, совхоза «Логоза» и деревни Терховичи. В этот день партизаны встретились с войсками 11‑й дивизии, которая обошла Логойск с севера, не освобождая его. После разговора с командованием части выяснилось, что на тот момент дивизия имела задачу как можно быстрее продвигаться в направлении поселка Радошковичи, а освобождать Логойск будут другие части, которым это поручено. В сложившейся обстановке на Логойск были направлены два полка 11‑й дивизии. После проведенной разведки было установлено: основные силы немцев находятся на Замковой горе в старинном дворце Тышкевичей, в зданиях по улице Комсомольской. Оборонительные сооружения были на правом берегу Гайны, возле моста и церкви. За время оккупации немцы построили дзоты около дороги из Логойска в Плещеницы, а также на Паненской горе.

Описание освобождения Логойска есть и в книге комиссара Андреева. По его словам, партизаны с 4 часов утра постепенно занимали райцентр, начиная с окраин. Они заняли левый берег Гайны, имение Луцевщина, больничный городок, улицы Борисовскую и Смолевичскую. Немцы отступили в центр и находились во дворце Тышкевичей. Из воспоминаний Н. Андреева: «…Оставляя недоступную крепость, мы все силы бросаем на освобождение остальной территории Логойска, в надежде на то, что противник сам оставит крепость, когда поселок полностью окажется в наших руках. Позднее убедились, что наши расчеты оказались правильными…»

Атака с воздуха на немецкий обоз в Белоруссии во время операции «Багратион».

Партизаны закрепились на высоте возле православной церкви, и отсюда шло руководство наступлением на горпоселок. Важно, что они своими действиями лишили немцев возможности подорвать главный мост с мельницей через Гайну, возле костела, по которому потом шли войска Красной армии. По свидетельству Андреева, отступившие на окраину немцы открыли артиллерийско-минометный огонь по партизанам. Н. Андреев пишет: «…Противник, видать, стремился во что бы то ни стало заставить нас отойти из центра поселка или все время держать в укрытиях, прижатыми к земле, и тем самым дать возможность своим гитлеровцам, засевшим в крепости, свершить свое последнее злодеяние — выйти из крепости, взорвать все ее сооружения с документами, замести следы преступления и выбраться из гарнизона… Так под вечер 2 июля 1944 года нашими подразделениями вся территория поселка была полностью освобождена от гитлеровцев».

Архивные армейские документы говорят о том, что подразделения 11‑й дивизии вошли в Логойск 2 июля и, не задерживаясь, продолжили наступление. С тех пор официальным днем освобождения Логойска считается 2 июля.

Говорят очевидцы

Обратимся и к свидетельствам очевидцев — тогдашних жителей Логойска. Следует отметить, что логойчане знали о предстоящем отступлении немцев — их предупредили партизаны, а слухи быстро разнеслись по поселку. Многие семьи ушли в лес.

Анатолий Макаревич.
Неизвестными ранее подробностями поделился житель Логойска Анатолий Макаревич, который во время оккупации проживал в горпоселке с родителями. Их дом находился в том месте, где сейчас расположена автобусная станция. События тех дней хорошо отложились в памяти двенадцатилетнего мальчика: «Мой отец был связан с партизанами. Они знали, что Красная армия погнала немцев. Партизаны ему сказали: «Вам лучше отъехать из Логойска, обязательно уехать от дороги, по ней будут немцы отступать — может всякое быть…» Батька мой собирает вещи, запрягает парку коней. Взяли с собой основное и необходимое, корову привязали. Батька мне говорит: «Толя, ты должен остаться здесь и наблюдать, что здесь будет. Как только немцы отступят, ты беги к нам в Медухово — мы там будем тебя ждать». Эта деревня была в 4 километрах от Логойска. Прошло часа четыре, как они отъехали, и тут уже пошел обоз немецкий из Юркович по нашей центральной Советской улице. Мы с хлопцами боялись и сховались от них. Из огорода наблюдали за ними. Немцы ехали на машинах, на подводах и шли пешком. Полицаи с ними шли пешком. Орудий несколько тянули, танки тут не шли — я не видел. Они пошли на Острошицкий Городок, на Минск. Солдаты эти днем шли, разговаривали на немецком языке. После этого видим, что Логойск горит. Немцы только прошли — и видим: дым поднимается. Мы потихоньку по огородах пошли посмотреть и видим: три немца на мотоцикле едут и в окно кидают зажигательную смесь в бутылках. Кинут в окно — и поехали дальше. Не в каждую хату кидали — через одну, через две, потому что хаты стояли близко одна от другой. Дома деревянные были. Мы видели этих немцев, а они нас не заметили. Вся колонна прошла, и последние немцы стали палить Логойск. Они уехали, а мы вскакиваем в дом и эту бутылку бросаем не на дорогу, а в огород. Из бутылки струя жидкости воспламенялась и медленно вытекала из нее, и огонь распространялся по дому. Пламя затаптывали, дома спасали. Некоторые дома сгорели. Немцы взорвали, как отходили, дворец Тышкевичей. Помню, потом только три стены стояли. Раньше дворец был двухэтажный и подвал был — там арестованных держали. Потом я пошел к родителям, и там встретили наших разведчиков. Когда вернулись в Логойск, то тут уже была Красная армия…»

На Паненской горе в Логойске на гранитных плитах мемориального комплекса выбиты фамилии солдат, погибших в июле 1944 года при освобождении района: Батышов А. И., Боровских А. Н., Гарбуз Н. А., Иванов Г. Д., Корошкин Л. Ф., Кузьменко Е. В., Матвеев В. Т., Русаков М. А., Качалов К. В., Коваль П. И., Павин А. И., Павлов А. Н., Подакин Т. Т., Тестов Ф. М. В паспорте этого воинского захоронения отмечено девять солдат, погибших в день освобождения Логойска 2 июля 1944 года.



На Паненской горе в Логойске на гранитных плитах мемориального комплекса выбиты фамилии солдат, погибших в июле 1944 года.

Слезы радости и цветы освободителям

После изгнания оккупантов в освобожденный Логойск стали возвращаться уцелевшие жители. Свидетели рассказывают, что в основном были сожжены дома в центре: на Советской улице и в районе церкви. Жители везде встречали советские войска с радостью, со слезами на глазах. Дети несли освободителям полевые цветы. Солдаты из полевой кухни подкармливали голодных. Через некоторое время военкоматы стали призывать мужчин в Красную армию. В результате проведенной наступательной операции была разгромлена мощнейшая группировка вермахта в БССР. Благодаря мужеству и героизму советских воинов и партизан Белоруссия была освобождена от оккупантов. До Великой Победы оставалось меньше года.

Александр ПАВЛЮКОВИЧ, член Союза писателей Беларуси

Отрывки из журнала боевых действий и воспоминания очевидца даны без изменений.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter