На МТЗ функционируют 24 цеха основного производства и 19 — вспомогательного
Здесь им нравится
В прошлом году на МТЗ пришло 378 молодых рабочих. В нынешнем ожидают на 100 человек больше. И это неудивительно, ведь Минский тракторный завод предлагает своим сотрудникам достойные зарплату и условия труда. Например, предоставление социальных льгот и гарантий, выстраивание взаимоотношений с нанимателем на основе принципов единения, гласности и открытости.Поражает территория завода — она огромная! Складывается впечатление, что внутри Минска существует еще один город, у которого есть тематические названия улиц и даже проспектов. Например, Тракторостроителей — центральный. Также есть проспект Дронга — назван в честь конструктора, при котором создавался первый серийный колесный трактор полностью производства Минского тракторного завода. Улица Авиационная появилась здесь тоже не случайно — предприятие было построено на месте бывшего авиационного завода. Всего существует около 30 улиц с тематическими названиями: Термическая, Инженерная, Обрубная, Литейная, Кузнечная, Инструментальная и другие.
МТЗ готов инвестировать в профессиональное развитие молодых специалистов по принципу «вклад равняется отдаче». На Минском тракторном заводе есть услуга «Собери трактор». За символическую плату любой желающий под руководством сотрудника предприятия может собрать машину.
На МТЗ функционируют 24 цеха основного производства и 19 — вспомогательного. Направляемся в сердце завода — корпус сборки тракторов. Проходим конвейер, на котором рабочие собирают будущий трактор. Наблюдать за процессом со стороны очень интересно. Кстати, на Минском тракторном заводе есть услуга «Собери трактор». За символическую плату любой желающий под руководством сотрудника предприятия может собрать машину. Помимо этого, здесь каждый день организовывают экскурсии. Причем могут провести даже для одного человека.
Пока проходит пересменка, конвейер стоит. Но когда его запустят, каждый слесарь механосборочных работ встанет на свое место и за 30—40 секунд проведет отведенную ему операцию.
Пока молодой специалист готовится к работе, беседуем с его наставником. Олег Вареник начинал свой путь на МТЗ в 2006 году слесарем механосборочных работ. А в 2014-м ему предложили стать мастером производственного участка № 2 корпуса сборки тракторов. Помимо своей работы, Олег также занимается наставничеством.
— Начал обучать других, когда сам уже получил достаточно практического опыта. Если говорить в целом про молодых ребят, то все очень разные — некоторым нужны месяц или два для того, чтобы что-то понять, а другие уже на второй день вникают в работу и не нуждаются в постоянной поддержке. Также отмечу, что и цели у всех молодых специалистов разные: кто-то приходит просто на практику, другие стремятся заработать деньги, а третьи заинтересованы в получении опыта и развитии себя как востребованного сотрудника. И мне как наставнику нужно всех прочувствовать и попытаться найти к каждому свой подход, — поясняет Олег.
Его ученик уже переоделся в рабочую форму и готов выйти на смену. Илья Радюк в этом году окончил филиал БНТУ «Минский государственный политехнический колледж» по специальности «технология машиностроения».
Илья РАДЮК в этом году окончил филиал БНТУ «Минский государственный политехнический колледж» по специальности «технология машиностроения»
— В апреле получил диплом, а через месяц устроился сюда. Работать несложно, зарплата хорошая: за первый месяц — полторы тысячи рублей. Здесь мне нравится то, что сегодня я собираю баки, а завтра буду, к примеру, закручивать кронштейны. Так что можно полностью постичь весь процесс — узнать, как с нуля собирается трактор. Интересно же! — делится впечатлениями Илья. — Уже отработал три месяца и параллельно поступил на бюджет в БНТУ на машиностроительный факультет. Планирую получить высшее образование и остаться работать здесь, только уже перейти на инженерную должность.
Интересуемся, с какими трудностями столкнулся молодой специалист на работе:
— Что давалось сложнее всего? Нет такого! — заверяет Илья. — Хорошо помню свой первый рабочий день — страшно не было, потому что мне помогал наставник. Однако потом, когда пробовал работать без помощи, первое время было тяжело. А сейчас уже руки привыкли к процессам, думаю, что способен на многое.
Перспективная профессия
Перемещаемся в механический цех № 5. Работа тут кипит. Александр Крутик в этом году окончил обучение на слесаря-ремонтника в Минском государственном профессиональном лицее машиностроения № 3. Причина выбора специальности проста и логична: ему она нравится.Александр КРУТИК занимается ремонтом различного оборудования и поддержанием его в рабочем состоянии
— Хотя на мой выбор повлияли еще и родители — прислушался к их совету, чему сейчас очень рад. Профессию считаю для себя перспективной. На МТЗ могу стать хорошим мастером и при этом получать неплохую зарплату, — рассказывает Александр.
Молодой специалист занимается ремонтом различного оборудования и поддержанием его в рабочем состоянии. Сейчас у него все получается. Каждый день узнает что-то новое, постепенно накапливает опыт.
— Первый рабочий день помню хорошо: коллеги помогали освоиться, разобраться с нюансами оборудования. Адаптация на рабочем месте прошла нормально, при поддержке наставника, — вспоминает Александр. — Мой рабочий день начинается в 7 утра — прихожу на участок и ремонтирую оборудование, которое вышло из строя. Затем получасовой обед с 10:00. Рабочий день заканчивается в 15:30. В будущем хочу пойти дальше учиться, ведь это так интересно! Думаю, что выберу специальность, смежную с моей нынешней.
Выше разряд — выше зарплата
Дмитрий Апанасенок работает оператором станка с программным управлением 4-го разряда участка № 2 механического цеха. Сюда попал по распределению после колледжа современных технологий и машиностроения Республиканского института профессионального образования. Еще во время учебы Дима проходил практику на МТЗ. На заводе ему понравилось, и после окончания учебы он продолжил трудиться со знакомыми уже коллегами.Дмитрий АПАНАСЕНОК работает оператором станка с программным управлением 4-го разряда участка № 2 механического цеха
— Отработаю год, а затем думаю получить среднее техническое образование. После учебы планирую вернуться — мне здесь нравится, — рассказывает Дмитрий. — Кстати, разряд показывает мастерство и знание своей профессии. Учиться люблю — в колледже мы изучали программное управление, создание программ, читали чертежи, изучали материаловедение, свойства металлов, охрану труда — этот предмет больше всего любил и хорошо знаю, как предупредить производственную травму. Например, запрещено работать с открытыми дверями станка, прикасаться к движущимся его деталям, без перчаток трогать обработанные запчасти.
Если молодой специалист приходит на завод без разряда, то его обучают до того момента, пока он не получит третий разряд и не начнет работать самостоятельно. Приобретение разряда занимает три месяца. К слову, раньше люди без квалификации не хотели устраиваться на МТЗ, поскольку до повышения разряда, на которое требовалось время, получали небольшую зарплату. Сейчас руководство предприятия поддерживает молодых «безразрядников» специальной денежной доплатой. А когда повышается разряд — растут как зарплата специалиста, так и его востребованность.
Команда толковых ребят
Андрей Арцименя работает на МТЗ с 2000 года. Сначала пришел работать оператором, сейчас трудится наладчиком станков и манипуляторов с программным управлением механического цеха № 5, а также обучает молодых специалистов.— Занимаюсь наставничеством с 2013 года. Обучаю ребят между своей основной работой. Если загруженность небольшая, то все силы направляю на помощь молодым. Отношусь к ученикам с пониманием — сам был таким же неопытным. Есть ребята, которые приходят с определенными навыками. Значит, во время учебы они не ленились. С такими люблю работать больше всего, — отмечает Андрей Арцименя.
Наш собеседник является наставником Дмитрия, интересуюсь его мнением о молодом сотруднике:
— Дима работает недавно, но проявил себя как человек, которому интересно. Вижу в нем потенциал и стремление стать специалистом. Если все и дальше будет хорошо — продолжим с ним сотрудничать, — улыбаясь, говорит Андрей. — Дима сейчас на этапе обучения, поэтому ничего страшного, если у него не все получается. Парень проходил у нас практику еще во время учебы, проявил себя с хорошей стороны, и мы пригласили его к нам по распределению. Многие просятся на работу, но мы часто отказываем: хотим в нашей команде видеть действительно заинтересованных и толковых ребят.
На Минском тракторном заводе есть услуга «Собери трактор». За символическую плату любой желающий под руководством сотрудника предприятия может собрать машину
КОМПЕТЕНТНО
Юлия ОГНЕВА, пресс-секретарь ОАО «МТЗ»:
— Качество подготовки выпускников влияет на их заработную плату. К примеру, ребята со средним баллом 8,6 и выше получают дополнительную надбавку в 20 процентов к должностному окладу или тарифу. Те, кто имеет диплом с отличием, степень магистра или находится в банке одаренной молодежи, получают 25 процентов надбавки. Помимо этого, они принимаются на работу сразу по второй квалифицированной категории.
На предприятии возможен карьерный рост — для этого молодой специалист должен себя зарекомендовать, показать степень своей ответственности и эффективности работы. Логично, что на первом этапе сотрудника возьмут на начальные позиции, а не на уровень ведущего специалиста, но в дальнейшем перед толковыми людьми все дороги открыты. МТЗ готов инвестировать в профессиональное развитие молодых специалистов по принципу «вклад равняется отдаче».
semenkova@sb.by