– Мы с воспитанниками на одной волне: слепишь игрушку с душой и вдохновением – вложишь добро, которое можно передать другому
Глиняный кувшин, из которого бабушка поила молоком, Светлана Михайловна хранит до сих пор. Самые яркие ее детские воспоминания связаны с полесской деревушкой, куда из военного городка дочь офицера отправлялась на летние каникулы:
– Там, где родовые корни, – истоки моего творчества. Хотя я и не думала, что свяжу его с народной глиняной игрушкой.
Художественную керамику Светлана открыла для себя, когда училась в Гродненском педучилище, а в Центре творчества детей и молодежи «Прамень» реализует свои педагогические и творческие способности.
За беседой в руках у мастерицы бесформенная глина превращается в птицу-свистульку – тот самый оберег, который перешел к нам от предков:
– Такие игрушки давали детям, чтобы они свистом призывали птиц, несущих на крыльях весну, добро и удачу. Наши предшественники издревле вкладывали в подобные изделия тотемный смысл, лепили то, что видели вокруг. Коза, к примеру, считалась символом богатства. Медведь охранял от всякой нечисти.
От этой красоты, сделанной в наши дни руками педагога и учеников, глаза разбегаются. Казалось бы, образцов народной белорусской игрушки не так много, а каждая работа получилась уникальной. Светлана Михайловна объясняет, в чем секрет:
– У мастера виден стиль, но только дети могут вложить в свое изделие свойственную им непосредственность. Детская игрушка вроде примитивная, а не оторваться. Поэтому и я у них учусь.
Визиткой мастерицы стали оригинальные кони в яблоках. Неслучайно на «Славянском базаре» в конкурсе традиционной свистульки «Салавейка» Светлана Круглополова стала лауреатом в номинации «Авторская керамика». Коты-свистульки – ее любимые игрушки. Образ удивительных хранителей домашнего благополучия и уюта создается с особым настроением.
Светлана Михайловна уверена, свою игрушку слепить любому по силам, а вот засвистит даже у мастера не каждая, здесь есть свои тонкости.
Из мастер-класса я сделала выводы, что все начинается с хорошего материала. Готовую к применению глину начинающему керамисту можно, конечно, купить. А можно самому добыть, обработать, тщательно вымешать с водой до сметанообразного состояния, процедить через сито, выпарить и только после этого начинать лепку, не забывая, что впереди еще ждут обжиг и декорирование.
Светлана Михайловна подмечает тонкости, которые по наследству передали мастерам наши предки:
– Есть несколько исконных способов декорирования. Один из них – обвар: раскаленную игрушку доставали из печи и окунали в настой из огуречного или капустного рассола, из-за чего изделие покрывалось темными пятнами. Второй способ – молочение: после обжига изделие окунали в жирное молоко. Температура, которую в печи выдержала игрушка, влияла на цвет – от черного до молочного.
Педагог рассказывает, что и природная цветовая гамма глины очень богатая:
– Глина бывает белая, черная, желтая... В нашей стране – преимущественно красная, но даже в каждом регионе свои оттенки. Могу определить без ошибки, что эта – из Витебска, а эта – из Радошковичей.
Неудивительно, что возраст учеников Светланы Михайловны самый разный. В студии, которой она руководит, уроки бесплатны, а полученный опыт творческого самовыражения бесценен.
semenova@sb.by