Беларусь и Сахалинская область видят перспективу комплексного партнерства через 11 тысяч километров

На системной основе

Товарооборот Беларуси с Сахалинской областью пока не оценивается в сотни миллионов долларов. Цифры взаимной торговли сейчас не гигантские, но этот показатель динамично растет и в январе — августе 2024‑го увеличился более чем в два с половиной раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, приблизившись к 20 миллионам долларов. Впрочем, в нынешних условиях показатели товарно‑денежного баланса хотя и важный, но далеко не главный параметр сотрудничества. Хотя бы потому, что прямо сейчас выстраивается новая парадигма взаимодействия Беларуси с российскими регионами. Перспектива, основанная на долгосрочной стратегии, в основе которой лежат прочные кооперационные связи. И это может означать только одно: 11 тысяч километров расстояния между Минском и Южно‑Сахалинском больше не будет считаться преградой для роста взаимодействия.

Иллюстративное фото из архива «СБ»

Политические, да и просто человеческие отношения между руководством Беларуси и Сахалинской области, как можно было судить по встрече Президента Александра Лукашенко и губернатора Валерия Лимаренко, также на весьма высоком уровне. Если чего и не хватало до этого момента во взаимоотношениях Беларуси и Сахалинской области, так это системности. Очевидно, что встреча во Дворце Независимости в Минске даст старт новым направлениям сотрудничества либо развитию существующих.

Первое из них предсказуемо — поставки белорусской техники. В прошлом году российский регион закупил более 100 единиц дизельных автобусов для муниципального предприятия столицы области, анонсировалась закупка аналогичной партии машин — уже в газомоторном исполнении. Кроме этого, Сахалин настроен выйти на новую ступень сотрудничества с БЕЛАЗом: речь идет об организации на добывающих предприятиях испытания машин на электричестве и в перспективе — на водородном топливе. Хорошие контакты у сахалинцев и с МАЗом, поставки грузовиков в интересах региона продолжаются.

За восемь предыдущих лет предприятия Сахалинской области приобрели при поддержке регионального правительства порядка 400 единиц сельхозтехники: тракторы, комбайны, автолавки, различного рода оборудование. Белорусские машины, купленные при поддержке областных властей, составляют до четверти парка сахалинских аграриев. 

И нынешний момент в принципе благоприятен для роста взаимодействия белорусских автомобилестроителей с потребителями всего Дальнего Востока. Главное, что видят сами дальневосточники «точкой входа» масштабного представительства белорусской техники в регион, — полноценное представительство и сервисное обслуживание всей номенклатуры оборудования.

Ориентир на кооперацию

Вторая значимая тема для сотрудничества — сельское хозяйство. Здесь речь идет даже не столько о поставках продукции. Несмотря на непростую логистику, этот вопрос в целом отработан. 

На остров регулярно поступают белорусские продукты, в частности молочные. В обратном направлении следует морская продукция, поставки в Беларусь сахалинской рыбы за короткий срок выросли в три с лишним раза.

Сейчас одной из серьезных перспектив сотрудничества в аграрной сфере видится кооперация. Первые проекты уже завершены: в АО «Совхоз Корсаковский» создана ферма на 1 тыс. голов скота по белорусским технологиям и построен агрогородок с 50 одноэтажными трехкомнатными домами по белорусскому типу, заложен фруктовый сад. В стадии реализации — производство колбасных изделий: продукция выпускается по белорусским технологиям с применением добавок и упаковочного материала, поставляемых напрямую из Беларуси.

В сфере торговли анонсирована реализация проекта по возведению торгово-выставочного дома «Беларусь». Планируется, что двухэтажное здание расположится в самом центре Южно-Сахалинска и станет единым пространством для белорусских производителей товаров и услуг.

Проекты будущего

Учитывая специфику региона, в экономике которого около 90 процентов составляет добывающая промышленность, и его географическое положение, стратегическими отраслями для взаимодействия могут стать логистика и добыча полезных ископаемых. Первая из них подкрепляется планами по реконструкции морского порта Корсаков. Ожидается, что его модернизация займет около трех лет и приведет к созданию на острове глубоководного океанского порта-убежища с крупным логистическим центром. Это должно сформировать еще один мощный транспортно-логистический хаб на Северном морском пути, что открывает для белорусских компаний новые возможности в торговле со всем Дальним Востоком, не считая перспективного участия в дальневосточных инфраструктурных проектах. 

Уход из добывающей отрасли России дилеров западной техники по-новому открывает регион для белорусских автопроизводителей. Потенциально здесь речь может идти о глубоком партнерстве, включая образовательное и научно-техническое сотрудничество.

korotkin@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter