Нужен алгоритм
В частности, отвечая на вопрос о том, какой акцент в белорусско-российских отношениях важно сделать в настоящий момент для дальнейшего поступательного движения вперед, Юрий Селиверстов пояснил:— Если говорить про тематику Минфина, у нас один блок вопросов, который требует скрупулезной реализации, — выполнение нашей (союзной. — Прим. ред.) программы по гармонизации косвенных налогов.
К слову, к косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор).
По словам министра, в прошлом году была проделана большая работа: подготовлен договор между государствами, который сейчас прошел ратификацию в парламентах обоих государств и стал предметом обсуждений на совещании у Главы государства. Напомним, оно состоялось в минувший четверг, 12 января, и касалось вопросов выполнения интеграционных программ Союзного государства.
— В документе предусмотрен целый ряд мероприятий, которые должны реализовываться в этом году. Они близки к юридическому оформлению, но еще не завершены. И с одной стороны, мы уже даже частично начинаем их выполнять. Поэтапный рост ставок акцизов на сигареты и алкоголь. Но при этом еще остаются вопросы о том, как мы будем реализовывать другие мероприятия этой программы, — пояснил Юрий Селиверстов.
По словам министра финансов, предусмотрено создание интегрированной информационной системы, которая даст возможность Беларуси и России обмениваться информацией о налогах, платежах, начислениях:
— Это позволит понять, насколько обоснованно мы применяем нулевые ставки НДС при экспорте, насколько они (партнеры из РФ. — Прим. ред.) обоснованно их применяют, насколько у нас все одинаково в администрировании всех налогов. Это важно, потому что нулевая ставка — это, по сути, возврат НДС из бюджета, поэтому это важный элемент этой работы.
Для того чтобы четко выполнялся данный договор, нужна определенная система, подчеркнул руководитель Минфина:
— Коллеги из Министерства по налогам и сборам совместно с российскими коллегами эту систему уже разработали и опробовали: с марта ее необходимо запустить и обмениваться соответствующей информацией.
Юрий Селиверстов уточнил: это то, что стало предметом дискуссии у Главы государства, — создание в 2023-м совместного наднационального коллегиального налогового комитета, детальный алгоритм работы которого еще предстоит зафиксировать и прописать.
По его словам, сроки работы по налоговому договору несколько затянуты, поскольку задача была реализовать договоренности в минувшем году:
— Не нужны ни здания, ни содержание, ни какое-то финансирование, — пояснил он. — Нужен алгоритм, как действовать, если необходимы какие-либо корректировки ставок и условий, которые заложены в договор.
Общие наработки есть
Второй момент, с которым, по мнению профильного министра, также надо определяться традиционно в конце года или в начале нового, — это рефинансирование долгов, взаимоотношения с долговыми партнерами:— Традиционно у нас более 70 процентов — это коллеги из Российской Федерации, поэтому здесь необходимо с ними вопросы обсуждать, как мы будем двигаться дальше, потому что понятно, что из-за санкционных вещей выйти на европейский рынок и осуществлять заимствование там у нас не получится. Нас это не сильно, по большому счету-то, и пугает, потому что мы все время это делали на российском рынке. Но договориться, как мы это будем делать с коллегами из России, как раз сейчас и нужно.
Общие наработки уже есть, они уже акцептованы главами государств, подчеркнул Юрий Селиверстов:
— Сейчас предстоит техническая работа оформить все эти договоренности, которые наши президенты между собой уже обсудили и приняли соответствующее решение.
Глава белорусского финансового ведомства сообщил, что переговоры на уровне минфинов двух стран пройдут на этой неделе в Москве.
Что касается вопроса дальнейшего кредитования российской стороной значимых для обоих государств проектов, Юрий Селиверстов напомнил, что в прошлом году было принято решение о выделении белорусской стороне на проекты по импортозамещению около 105 млрд российских рублей. Теперь стоит задача их реализовать.
Сейчас, по словам министра, обсуждаются не столько новые заимствования, сколько вопросы другого плана:
— У нас есть обязательства — погашение долгов перед Евразийским фондом стабилизации и развития, есть те кредиты, которые мы брали в виде межгоскредитов у Российской Федерации при разных обстоятельствах. Есть у нас решение о том, что мы можем занимать для бюджета на Российской фондовой бирже взамен тех европейских институтов, которые против нас ввели санкции. Эти решения обсуждаются, прорабатываются.
По его словам, речь идет не об увеличении заимствований, а о рефинансировании тех долгов, которые у Беларуси уже были:
— Но не на 100 процентов, а в какой-то части, чтобы нам было легче погашать, в том числе и обслуживать наши обязательства.
Сумма — ощутимая
Возвращаясь к теме соглашения о косвенных налогах и отвечая на вопрос журналиста о том, поможет ли оно решить вопросы с налоговым маневром, глава финансового ведомства нашей страны отметил, что соглашение пока не ратифицировано:— Российская Федерация ратифицировала только 29 декабря, а мы провели через две палаты Парламента, и оно стало предметом рассмотрения на совещании у Главы государства.
Юрий Селиверстов высказал уверенность, что соответствующие документы будут подписаны:
— С момента подписания оно (соглашение. — Прим. ред.) заработает юридически. Но технически система администрирования начнется только с марта. И, соответственно, когда все решения будут приняты, оно заработает в полную силу. Но уже даже после его подписания сторонами мы должны работать с точки зрения получения обратного акциза.
По мнению министра финансов, это и есть выравнивание условий для двух сторон. Механизм выглядит следующим образом:
— В Российской Федерации те, кто реализует нефтепродукты внутри, получают соответствующий обратный акциз. Те, кто производит у нас из нефти нефтепродукты, по сути, получали обратный акциз в прошлом году на временной основе в рамках соглашения с Российской Федерацией, которое у нас было на часть 2021 года и 2022-й. То есть у нас эта схема уже работала, но она была как временная. Теперь, когда она попала в договор, она уже будет постоянной.
Конкретизируя сумму, которую можно получить в этом году в виде обратного акциза, глава Минфина подчеркнул, что все будет зависеть от стоимостных условий:
— При стоимости барреля 80 долларов это около 1,7 миллиарда белорусских рублей. Это ощутимая сумма, которая позволит нашим нефтезаводам, перерабатывая нефтепродукты, необходимые для нашего внутреннего рынка, иметь такие же условия, как в Российской Федерации, и чувствовать себя там экономически вполне в приемлемых выгодных условиях.
Ольга АЛЕКСАНДРОВА