Белорусский автомобильный бизнес демонстрирует прекрасные способности адаптации к быстро меняющимся условиям на рынке. Достаточно заглянуть в автомобильные шоу-румы, чтобы убедиться в том, что автоторговля продолжается, рабочие места сохранены, а потребитель по-прежнему имеет возможность приобрести новую машину. Вывески во многих салонах и марки техники частично поменялись, но выбор продолжает удовлетворять запросы покупателей. Об этом и многом другом интервью с председателем правления Автомобильной ассоциации «БАА» Сергеем Вариводой.
Высокая планка требований
— Сергей Михайлович, с какими вызовами времени приходится сталкиваться отечественным автодилерам в условиях мировой турбулентности, как решаются насущные задачи и проблемы?
— Следует учитывать, что организация дилерского бизнеса — это не столько привоз товара, сколько обеспечение функционирования сложных систем послепродажного обслуживания, сопутствующего сервиса и многого другого. Впрочем, и доставка автомобилей, в том числе из Китая, сегодня является непростой логистической задачей. Сложнее и длительнее проходят платежи за импорт. Но, судя по обилию автомобилей на складах, мы эффективно преодолеваем эти проблемы.
— В 2022 году произошли глобальные изменения: некоторые бренды ушли из Беларуси. Какой стратегии придерживаются наши импортеры, чтобы в максимально возможной мере заполнить свободные ниши, насколько сбалансирован параметр «спрос — предложение»?
— Практически все автомобильные дилеры переориентировались на продажу и обслуживание брендов из Поднебесной. При этом по возможности сохраняются прежние контракты, обеспечивающие послепродажное обслуживание авто. А стратегии диктуются жизнью: или ты загружаешь комплексы продажами и обслуживанием китайских марок, или прекращаешь бизнес. Какое-то время можно протянуть на техническом обслуживании ранее проданных машин, но, как показывает практика, окупить содержание и функционирование дилерского комплекса только услугами в среднесрочной перспективе нереально. Что касается насыщения рынка, ситуация уже кардинально отличается от прежней. Сегодня мы констатируем возврат продаж к привычному уровню. Это означает, что баланс спроса и предложения находится вблизи желаемой отметки. А для потребителей это важный сигнал о снижении цен, что является следствием ужесточения конкурентной борьбы в основном китайских марок между собой.
— Какую роль в стабилизации рынка играет сегодня отечественный производитель?
— Продукция СЗАО «БелДжи», выпускаемая под марками BelGee и Geely, обеспечивает стабильное развитие белорусского авторынка. Имея на нем доминирующую долю, отечественный производитель задает планку по высоте требований. Кто не в состоянии ее перепрыгнуть, покидает эту сферу. В частности, это уровень розничных цен на легковые автомобили. Государство эффективно управляет в этом сегменте с помощью реализации полномочий владельческого контроля отечественного производителя, доминирующего на авторынке.
Борьба за покупателя
— Чего ждать потребителям в обозримом будущем?— Торговые дилерские организации формируют лишь незначительную часть той цены, которую потребители видят в автосалонах. На текущий момент торговая надбавка на легковые автомобили ограничена 15 %, а на практике и того меньше. Региональные дилеры имеют обычную маржу 4—6 %. Ни в прошлом, ни сейчас продавцы не влияют на уровень розничных цен. К сожалению, в нашем бизнесе мы сильно зависим от внешних факторов, включая цены поставщиков, логистические затраты, а также от курса национальной валюты, изменения ставок налогов, пошлин и сборов. Более полугода розничные цены стабильны. Думаю, в обозримом будущем тенденции сохранятся, но далеко заглядывать сегодня не рискну.
— Насколько сильно влияют на нынешнюю ситуацию авто с пробегом, которые завозятся из ЕС и США?
— По нашим оценкам, дилерский импорт в прошлом году был на порядок меньше так называемого неорганизованного. В настоящее время в стране проходит реформа предпринимательской деятельности, одной из целей которой является устранение неравных условий хозяйствования. Предполагается, что изменения коснутся и розничной торговли легковыми автомобилями (мотоциклами). Для официального дилерского бизнеса и развития отечественного автопроизводства угрозу представляют не столько официально работающие предприниматели, сколько так называемые перекупы и неустановленные лица, умело использующие льготы, предоставленные законодательством для инвалидов и многодетных семей.
— Какие инструменты необходимы для популяризации продукции из Поднебесной и успешной борьбы за внимание потребителей?
— Психология потребительского рынка не меняется скачкообразно. Мы и так за пару лет совершили колоссальный прыжок в ментальном восприятии китайских марок. Еще совсем недавно никто даже в самых смелых прогнозах и предположить не мог, что бренды из Поднебесной займут более 80 % рынка новых легковых автомобилей. И если первоначальный скачок стал следствием объективных процессов, а бизнес лишь вовремя подстроился под новые реалии, то в будущем предстоит длительный процесс объяснения потребителю реальных выгод владения автомобилями из КНР. В конечном итоге соотношение их цены и качества определят степень проникновения брендов из Поднебесной на рынок Беларуси. Китайские автопроизводители и их дилеры получили шанс добиться успеха. Но он просто так не приходит — за потребителя придется побороться. На мой взгляд, сейчас важнее сохранить конкурентную среду на автомобильном рынке, ведь мы хорошо знаем, к чему приводит монополия.
Цифры и тенденции
Согласно статистике Автомобильной ассоциации «БАА», дилерские продажи новых легковых автомобилей в апреле составили 3751 единицу, что в 2,6 раза выше показателя соответствующего периода прошлого года. При этом апрельские продажи оказались также выше показателя предыдущего месяца на 17 %. Уровень продаж апреля этого года последний раз фиксировался в декабре 2021-го. За период с января по апрель 2024-го рынок дилерских продаж демонстрирует также существенный рост: реализовано 11 366 новых машин, что превышает аналогичный показатель прошлого года на 162 %. Причем 54,8 % апрельских продаж приходится на продукцию отечественного производителя BelGee. Динамичными темпами растут продажи зеленых автомобилей. Их доля в апреле вплотную приблизилась к отметке в 4 % общего рынка, что вдвое превышает показатель годичной давности.shamko@sb.by