Электрички и поезда проходят дезинфекцию.
Вокзал для пятерых
Первое место, куда мы отправляемся, чтобы проверить, насколько серьезно относятся к безопасности пассажиров, — вокзал станции Минск-Пассажирский. Право, такой Привокзальную площадь мы никогда не видели. Редкие пассажиры выходят с вокзала, иные с чемоданами туда направляются. Кто-то в маске, кто-то — без. Но людей немного.
Мы знаем правила: если были на улице, значит, нужно вымыть руки или обработать их антисептиком. С этим проблем не возникает: еще на входной группе дверей в вокзал замечаем несколько дозаторов.
На первом этаже вокзала все так же немноголюдно, но все же пассажиры есть. Весеннее солнце пробивается сквозь стеклянные стены и потолки вокзала, отчего все пребывающие здесь будто находятся в большом и насыщенном воздухом камерном пространстве. Согласитесь, раньше такого о вокзале сказать нельзя было: все бежали, все спешили… И людей было много.
Машинист уборочной машины Анатолий Сакович.
Мимо нас проезжает машинист уборочной машины Анатолий Сакович — в маске и перчатках. Его задача на каждый день, как и у его коллег, — регулярно проводить уборку и дезинфекцию территории вокзала. Вот и уборщица вокзальных помещений Елена Палазник, держа в одной руке пульверизатор с дезинфектантом, а в другой — салфетку из микрофибры, обрабатывает поручни и перила. Сменив салфетку, приступает к справочным терминалам с сенсорными экранами. Не реже чем раз в три часа она и ее коллеги выполняют такую работу.
Дозаторы разместили в первую очередь на входной группе вокзала, далее — на всех входных группах вокзального комплекса, а также соседнего здания — в гостинице «Экспресс».
Поднимаемся на этаж выше, где сидят в тихом ожидании, перебиваемом лишь объявлениями о том, что с такой-то платформы отправляется такой-то поезд, пять пассажиров. Каждый поодаль от других. Студентка Дарья едет в Брестскую область к родителям. С собой большой розовый чемодан. Спрашиваем: «Маску не носите?» Показывает: «Она с собой. Пока тут мало людей, можно подышать. Я вообще-то не поезд жду, а автобус. Но не хочу сидеть на автовокзале. Там людей больше».
Встречаемся с начальником вокзала Александром Николюком, чтобы расспросить, сильно ли изменилась работа.
— Да, перемены есть. Если в летний период объекты вокзального комплекса посещало до 60 000 человек, а в предпраздничные и праздничные дни — около 100 000, то теперь эта цифра совсем маленькая — около 150 в сутки.
Мы вместе проходим по территории вокзала, будто впервые попали сюда на экскурсию: простор! Александр Николюк рассказывает:
— Дезинфекция у нас производится постоянно — это заложено нашим технологическим процессом. Дополнительная в нынешних условиях проводится в отдельных помещениях, которые постоянно посещают пассажиры: билетные кассы, санузлы и другие места. Активная работа в этом направлении началась в первых числах февраля. Проявили инициативу самостоятельно: пригласили к нам санитарно-эпидемиологическую службу Октябрьского района и совместно обследовали вокзальный комплекс, чтобы составить акт и указать места установки дозаторов.
Все работники, которые имеют контакт с посетителями вокзала, обеспечиваются масками, перчатками, антисептиками.
Александр Николюк провожает нас к билетным кассам. В окошках виднеются кассиры — все в масках и перчатках. Подходит пассажир без маски и просит билет до Орши. Пока мы были в этой части вокзала, увидели лишь троих покупателей проездных билетов. Так что очередей, если что, нет. Но все равно здесь установлены информационные стенды с напоминаниями «Соблюдайте социальную дистанцию в 1,5 метра». Кстати, в связи со снижением потребности населения в приобретении проездных документов на поезда с нумерованными местами в дневное время в здании вокзала работают 5—8 касс, в ночное — 4. А круглосуточная международная касса, которая в обычном режиме специализировалась на продаже проездных документов на поезда, следующие в страны Евросоюза, теперь открыта только в дневное время и обслуживает пассажиров региональных линий бизнес-класса и межрегиональных линий экономкласса.
— Все наши работники, которые имеют контакт с посетителями вокзала, обеспечиваются масками, перчатками, антисептиками. Те, кто работает с дезинфицирующими средствами во время уборки поверхностей пассажирских посадочных платформ, также снабжены и защитными очками. В целом перед заступлением на дежурство все работники проходят через помещения дежурного помощника начальника вокзала. Там они берут на смену необходимое количество перчаток, масок, антисептика — первое и второе из расчета для смены каждые два часа. С определенной периодичностью мы проверяем, чтобы наши специалисты все эти средства индивидуальной защиты использовали.
Комплекс мер был изначально согласован со штабом для координации профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения острых респираторных инфекций на объектах БЖД. Поэтому периодичность уборки здесь увеличилась кратно — в два раза. Например, если ранее уборка поломоечными машинами площади внутри здания проводилась дважды в смену, то теперь — четырежды.
— Пусть и людей стало меньше, но убираем мы чаще, — улыбается Александр Николюк. — Не реже одного раза в три часа также должны быть вымыты и обработаны поручни на всех входных группах, кнопки лифтов, перила эскалатора и всего, чего касаются посетители вокзала.
Большой душ для поезда
Наверняка слышали, что Белорусская железная дорога вводит в поездах с нумерованными местами рассадку с учетом рекомендованной социальной дистанции. Такой временный порядок будет действовать до 31 мая. Так, согласно новой схеме рассадки, сообщили в БЖД, в купейных вагонах будет размещаться не более двух пассажиров в купе, в плацкартных — не более трех в одном отсеке. Для пассажиров, оформивших проездные документы в одном заказе, разрешается продажа и 3, и 4 мест в купе при условии, что до этого в купе ни одного места не было продано. При оформлении проездных документов в вагоны с местами для сидения схема рассадки пассажиров зависит от их конфигурации — 2+2 или 3+2. В двухместном ряду пассажир занимает место у окна, в трехместном — один пассажир у окна, а другой — через место у прохода. Средний ряд остается свободным.
БЖД усилило меры по уборке вагонов поездов: как внутри, так и снаружи.
Несмотря на такую серьезную подготовку к перевозкам, БЖД усилила меры и по уборке вагонов поездов — как внутри, так и снаружи. Чтобы увидеть, как их моют, обрабатывают дезинфектантами, отправляемся в Минский вагонный участок.
…Под солнцем стоят на рельсах синие поезда стройными рядами. У них сейчас, можно сказать, отпуск: реже выезжают, могут и передохнуть. Вот недавно вернулся в пункт формирования, это то место, где мы находимся, поезд № 687 Минск — Гродно, который ходит ежедневно. Если раньше он за раз перевозил 130 пассажиров, то теперь максимум 65. Две красавицы-проводницы пассажирского вагона Елена Пигулевская и Яна Чернова недавно попрощались с пассажирами, а сейчас уже переоблачаются в халаты, маски, перчатки и защитные очки, вооружаются дезинфицирующими средствами и ветошью, чтобы вымыть свой вагон от и до. Если вы думаете, что уборка затронет лишь то, чего чаще касаются пассажиры, то ошибаетесь. Они драят вагон от пола до потолка.
Раз — Яна Чернова оросила стену и принялась ее вымывать. Два — ее коллега Елена Пигулевская дезинфицирует столик. Они сменяют действия и свое месторасположение четко и быстро, при этом очищают все тщательно и точечно.
Проводники пассажирского вагона Елена Пигулевская и Яна Чернова вымывают вагон после каждого рейса от пола до потолка. Помимо этого, протирают все, чего касаются пассажиры, и во время пути следования поезда.
Кстати, такая большая уборка внутри каждого вагона производится как в пункте формирования, так и в пункте оборота. В данном случае в Гродно. Помимо этого, еще в пути проводники не менее четырех раз обрабатывают все поручни, ручки и другие места, которых касаются пассажиры. Что касается полок, даже тех, на которых никто не сидел и не спал, их проводники также обрабатывают. На каждом остановочном пункте они вымывают поручни, за которые пассажиры держатся, чтобы спуститься из вагона или подняться в него. Девушки признаются, что пассажирам такая забота нравится: «Подбадривают нас: «Молодцы!».
— Мы значительно увеличили кратность уборки в пути следования поездов, — говорит Алина Сильченко, инструктор поездных бригад. — В каждом санузле вагонов установлены дозаторы для жидкого мыла и дезсредства для обработки рук.
Перед каждым заступлением на смену начальник поезда проверяет у проводников температуру, им выдают новые маски, халаты, перчатки. Галина Кищиц, старший инструктор поездных бригад, добавляет:
— Мы также проверяем работу проводников, чтобы все работы выполнялись согласно санитарно-эпидемиологическим нормам. Но наши девочки и без нас молодцы: очень стараются все сделать кристально чистым.
На каждой остановке поезда проводник протирает дезсредствами поручни вагона.
Интересуюсь: а обрабатываются ли как-то пледы, матрацы? Они проходят регулярную химчистку в соответствии с санитарными правилами. А заказывают ли в купе чай в шикарных стеклянных чашках БЖД? Проводники говорят, что реже: сейчас появился альтернативный и безопасный вариант — одноразовые стаканчики.
Пока разговаривали, проводницы закончили свою работу — они сдают рабочие халаты, утилизируют перчатки и маски и покидают вагон. Завтра чистый поезд поедет на станцию Минск-Пассажирский забирать пассажиров, чтобы отправиться в Гродно? Не тут-то было. Надо же еще снаружи помыть!
На улице специалисты подрядной организации уже держат наготове шланги водоналивных кранов — сильным напором воды они сбивают всю грязь с поезда, обмывают его щетками и вновь обливают водой.
В этот день мы также заглянули в моторвагонное депо «Минск», где свой душ принимают электрички и поезда «Штадлер». Их также обмывают щетками и моющими средствами, а после пропускают сквозь сильные струи вагономоечной машины. Выглядит эффектно, а главное — чисто.
kasel@sb.by