![](/upload/iblock/ea7/ea7508ea44bef21fbb204acbcfcd27db.jpg)
Вокзал для пятерых
Первое место, куда мы отправляемся, чтобы проверить, насколько серьезно относятся к безопасности пассажиров, — вокзал станции Минск-Пассажирский. Право, такой Привокзальную площадь мы никогда не видели. Редкие пассажиры выходят с вокзала, иные с чемоданами туда направляются. Кто-то в маске, кто-то — без. Но людей немного.
Мы знаем правила: если были на улице, значит, нужно вымыть руки или обработать их антисептиком. С этим проблем не возникает: еще на входной группе дверей в вокзал замечаем несколько дозаторов.
На первом этаже вокзала все так же немноголюдно, но все же пассажиры есть. Весеннее солнце пробивается сквозь стеклянные стены и потолки вокзала, отчего все пребывающие здесь будто находятся в большом и насыщенном воздухом камерном пространстве. Согласитесь, раньше такого о вокзале сказать нельзя было: все бежали, все спешили… И людей было много.
![](/upload/iblock/396/396d55a9a804ebb13e32fcbe0b284ee5.jpg)
Мимо нас проезжает машинист уборочной машины Анатолий Сакович — в маске и перчатках. Его задача на каждый день, как и у его коллег, — регулярно проводить уборку и дезинфекцию территории вокзала. Вот и уборщица вокзальных помещений Елена Палазник, держа в одной руке пульверизатор с дезинфектантом, а в другой — салфетку из микрофибры, обрабатывает поручни и перила. Сменив салфетку, приступает к справочным терминалам с сенсорными экранами. Не реже чем раз в три часа она и ее коллеги выполняют такую работу.
![](/upload/iblock/a83/a839bd518b44aa0084530fa926c4db94.jpg)
Поднимаемся на этаж выше, где сидят в тихом ожидании, перебиваемом лишь объявлениями о том, что с такой-то платформы отправляется такой-то поезд, пять пассажиров. Каждый поодаль от других. Студентка Дарья едет в Брестскую область к родителям. С собой большой розовый чемодан. Спрашиваем: «Маску не носите?» Показывает: «Она с собой. Пока тут мало людей, можно подышать. Я вообще-то не поезд жду, а автобус. Но не хочу сидеть на автовокзале. Там людей больше».
![](/upload/iblock/5f3/5f3c8322f33d8d712a0e6bc5eae4f0b2.jpg)
— Да, перемены есть. Если в летний период объекты вокзального комплекса посещало до 60 000 человек, а в предпраздничные и праздничные дни — около 100 000, то теперь эта цифра совсем маленькая — около 150 в сутки.
Мы вместе проходим по территории вокзала, будто впервые попали сюда на экскурсию: простор! Александр Николюк рассказывает:
— Дезинфекция у нас производится постоянно — это заложено нашим технологическим процессом. Дополнительная в нынешних условиях проводится в отдельных помещениях, которые постоянно посещают пассажиры: билетные кассы, санузлы и другие места. Активная работа в этом направлении началась в первых числах февраля. Проявили инициативу самостоятельно: пригласили к нам санитарно-эпидемиологическую службу Октябрьского района и совместно обследовали вокзальный комплекс, чтобы составить акт и указать места установки дозаторов.
![](/upload/iblock/909/90923af6a7ef5c918dfe5b24435525f2.jpg)
Александр Николюк провожает нас к билетным кассам. В окошках виднеются кассиры — все в масках и перчатках. Подходит пассажир без маски и просит билет до Орши. Пока мы были в этой части вокзала, увидели лишь троих покупателей проездных билетов. Так что очередей, если что, нет. Но все равно здесь установлены информационные стенды с напоминаниями «Соблюдайте социальную дистанцию в 1,5 метра». Кстати, в связи со снижением потребности населения в приобретении проездных документов на поезда с нумерованными местами в дневное время в здании вокзала работают 5—8 касс, в ночное — 4. А круглосуточная международная касса, которая в обычном режиме специализировалась на продаже проездных документов на поезда, следующие в страны Евросоюза, теперь открыта только в дневное время и обслуживает пассажиров региональных линий бизнес-класса и межрегиональных линий экономкласса.
— Все наши работники, которые имеют контакт с посетителями вокзала, обеспечиваются масками, перчатками, антисептиками. Те, кто работает с дезинфицирующими средствами во время уборки поверхностей пассажирских посадочных платформ, также снабжены и защитными очками. В целом перед заступлением на дежурство все работники проходят через помещения дежурного помощника начальника вокзала. Там они берут на смену необходимое количество перчаток, масок, антисептика — первое и второе из расчета для смены каждые два часа. С определенной периодичностью мы проверяем, чтобы наши специалисты все эти средства индивидуальной защиты использовали.
![](/upload/iblock/f7a/f7a3a6700a8af65b2b9b1586f6bc5e9d.jpg)
Комплекс мер был изначально согласован со штабом для координации профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения острых респираторных инфекций на объектах БЖД. Поэтому периодичность уборки здесь увеличилась кратно — в два раза. Например, если ранее уборка поломоечными машинами площади внутри здания проводилась дважды в смену, то теперь — четырежды.
— Пусть и людей стало меньше, но убираем мы чаще, — улыбается Александр Николюк. — Не реже одного раза в три часа также должны быть вымыты и обработаны поручни на всех входных группах, кнопки лифтов, перила эскалатора и всего, чего касаются посетители вокзала.
Большой душ для поезда
Наверняка слышали, что Белорусская железная дорога вводит в поездах с нумерованными местами рассадку с учетом рекомендованной социальной дистанции. Такой временный порядок будет действовать до 31 мая. Так, согласно новой схеме рассадки, сообщили в БЖД, в купейных вагонах будет размещаться не более двух пассажиров в купе, в плацкартных — не более трех в одном отсеке. Для пассажиров, оформивших проездные документы в одном заказе, разрешается продажа и 3, и 4 мест в купе при условии, что до этого в купе ни одного места не было продано. При оформлении проездных документов в вагоны с местами для сидения схема рассадки пассажиров зависит от их конфигурации — 2+2 или 3+2. В двухместном ряду пассажир занимает место у окна, в трехместном — один пассажир у окна, а другой — через место у прохода. Средний ряд остается свободным.
![](/upload/iblock/8ce/8cec9f9e2dec3aaf1b3edafa16b5c672.jpg)
Несмотря на такую серьезную подготовку к перевозкам, БЖД усилила меры и по уборке вагонов поездов — как внутри, так и снаружи. Чтобы увидеть, как их моют, обрабатывают дезинфектантами, отправляемся в Минский вагонный участок.
…Под солнцем стоят на рельсах синие поезда стройными рядами. У них сейчас, можно сказать, отпуск: реже выезжают, могут и передохнуть. Вот недавно вернулся в пункт формирования, это то место, где мы находимся, поезд № 687 Минск — Гродно, который ходит ежедневно. Если раньше он за раз перевозил 130 пассажиров, то теперь максимум 65. Две красавицы-проводницы пассажирского вагона Елена Пигулевская и Яна Чернова недавно попрощались с пассажирами, а сейчас уже переоблачаются в халаты, маски, перчатки и защитные очки, вооружаются дезинфицирующими средствами и ветошью, чтобы вымыть свой вагон от и до. Если вы думаете, что уборка затронет лишь то, чего чаще касаются пассажиры, то ошибаетесь. Они драят вагон от пола до потолка.
Раз — Яна Чернова оросила стену и принялась ее вымывать. Два — ее коллега Елена Пигулевская дезинфицирует столик. Они сменяют действия и свое месторасположение четко и быстро, при этом очищают все тщательно и точечно.
![](/upload/iblock/2ae/2aec7a59d855e63ef97fc682ec4ecf7e.jpg)
Кстати, такая большая уборка внутри каждого вагона производится как в пункте формирования, так и в пункте оборота. В данном случае в Гродно. Помимо этого, еще в пути проводники не менее четырех раз обрабатывают все поручни, ручки и другие места, которых касаются пассажиры. Что касается полок, даже тех, на которых никто не сидел и не спал, их проводники также обрабатывают. На каждом остановочном пункте они вымывают поручни, за которые пассажиры держатся, чтобы спуститься из вагона или подняться в него. Девушки признаются, что пассажирам такая забота нравится: «Подбадривают нас: «Молодцы!».
— Мы значительно увеличили кратность уборки в пути следования поездов, — говорит Алина Сильченко, инструктор поездных бригад. — В каждом санузле вагонов установлены дозаторы для жидкого мыла и дезсредства для обработки рук.
Перед каждым заступлением на смену начальник поезда проверяет у проводников температуру, им выдают новые маски, халаты, перчатки. Галина Кищиц, старший инструктор поездных бригад, добавляет:
— Мы также проверяем работу проводников, чтобы все работы выполнялись согласно санитарно-эпидемиологическим нормам. Но наши девочки и без нас молодцы: очень стараются все сделать кристально чистым.
![](/upload/iblock/d00/d007ad8e2de0420e54a0349bc9d3883e.jpg)
Интересуюсь: а обрабатываются ли как-то пледы, матрацы? Они проходят регулярную химчистку в соответствии с санитарными правилами. А заказывают ли в купе чай в шикарных стеклянных чашках БЖД? Проводники говорят, что реже: сейчас появился альтернативный и безопасный вариант — одноразовые стаканчики.
Пока разговаривали, проводницы закончили свою работу — они сдают рабочие халаты, утилизируют перчатки и маски и покидают вагон. Завтра чистый поезд поедет на станцию Минск-Пассажирский забирать пассажиров, чтобы отправиться в Гродно? Не тут-то было. Надо же еще снаружи помыть!
На улице специалисты подрядной организации уже держат наготове шланги водоналивных кранов — сильным напором воды они сбивают всю грязь с поезда, обмывают его щетками и вновь обливают водой.
В этот день мы также заглянули в моторвагонное депо «Минск», где свой душ принимают электрички и поезда «Штадлер». Их также обмывают щетками и моющими средствами, а после пропускают сквозь сильные струи вагономоечной машины. Выглядит эффектно, а главное — чисто.
kasel@sb.by