От кроссовок до валенок: в этом году лидчане нарастят выпуск обуви до 286 тысяч пар

На полшага впереди

Еще недавно из-за серьезных долгов судьба Лидской обувной фабрики висела на волоске. Однако правильная стратегия помогла выйти из банкротства. Только за прошлый год производственная мощность фабрики составила 265 тысяч пар обуви, в этом объемы нарастят до 286 тысяч пар.


Вышли из банкротства 

Сегодня на Лидской обувной фабрике производят свыше 100 моделей разнообразной обуви. Директор предприятия с более чем 90-летней историей Тамара Игнатович рассказывает, что сейчас на нем трудится более 240 человек. И хотя это намного меньше, чем в лучшие времена производства, у фабрики есть все шансы на развитие: 

— Когда я пришла в 1989 году, фабрика работала в три смены. Это было крупное предприятие по производству текстильной домашней и прогулочной обуви, настоящий цех Советского Союза. География отгрузок доходила до Южно-Сахалинска.


После распада СССР лидчане потеряли рынок, ассортимент и кадры. С 2016-го предприятие находилось на стадии финансового оздоровления.

— Нужно было, как говорится, вытаскивать себя за волосы. Это тяжелое время, но коллектив верил в себя и в то, что мы нужны рынку. В этом году благодаря предпринятым усилиям и проведенной реструктуризации мы вышли из банкротства, — не без гордости отметила Тамара Игнатович.

Минус в плюс 

Большой популярностью всегда пользовались лидские кроссовки. Во времена перестройки они были в дефиците, и возле фабрики за ними выстраивались очереди. Пик популярности «лидскачей» пришелся на начало 1990-х. Помнится, была шутка, что из лидских кроссовок можно вырасти, но сносить их нельзя. А какое сейчас качество товара?



Затестить свое решил председатель Лидского райисполкома Сергей Ложечник. Видео залетело в топ: более 251 тысячи просмотров только в Instagram. Это без малого вдвое больше населения всего района. Не обошлось, конечно, без критики. То у кого-то подошва в кроссовках треснула, то ноги окрасились. Минусы обувщики быстро превратили в плюсы. 

— За несколько десятков лет мы стали заложниками образа. Пришлось пересмотреть некоторые моменты. Из-за сырья «лидскачи» красили ноги. Этот момент решили. Изменились фасон колодки, подошва, стельки, упаковка, расширилась цветовая гамма обуви. Те самые две белые полоски, по которым узнают лидскую обувь, мы запатентовали, — рассказала о проделанной работе директор обувной фабрики. 



Первые пробные две тысячи пар новых кроссовок разлетелись как горячие пирожки. Новая партия будет, но не сейчас. Из-за разных поставщиков кожевенного сырья и сроков доставки на пошив обуви уходит гораздо больше времени. 

— Задача со звездочкой — правильно сформировать сырьевую базу, чтобы поставить «лидскачи» на поток. Нужны свои пресс-формы для изготовления подошвы. Мы хотим закупать их в Китае и изготавливать в Лиде подошвы, — говорит о планах Тамара Игнатович.

Валенки, валенки…

Отдельная история — обувь из льна. Лидчане около 15 лет назад первыми на постсоветском пространстве выпустила обувь с льняным верхом. На свой страх и риск. Специальный обувной лен заказывали на Оршанском льнокомбинате. Новинка полюбилась не сразу, но со временем стало ясно, что производители сделали шаг на опережение.


— Ориентируясь на современные тенденции в модных новинках, мы постоянно обновляем, дополняем и совершенствуем ассортимент товара. К примеру, наши специалисты вдохнули новую жизнь в валенки. Были времена, когда выпускали по 10 тысяч пар обуви из войлока. На эту зиму в планах — 3,5 тысячи пар. Специфика обувной промышленности в том, что приходится готовить сани летом. Поэтому сейчас работает над зимним ассортиментом. Первая отгрузка готовой продукции будет в конце августа — начале сентября, — сообщила руководитель.

Дизайнерские решения

Как театр начинается с вешалки, так обувь — с дизайна. Работать конструктором — значит постоянно обеспечивать конкурентоспособность и актуальность продукта. Модельер-конструктор Татьяна Ракитина как раз такой человек. Пришла на фабрику сразу после минского колледжа — и вот уже 17 лет здесь. Говорит, остаться захотелось в том числе и потому, что хороший коллектив. Да и работа интересная. Сегодня Татьяне опыта не занимать. «Очень талантливая и перспективная», — говорит о ней руководство. 

— Спросом пользуются, например, демисезонные дутиши, летняя женская обувь. Приятно, что наша продукция «зашла» покупателю. Создавать что-то новое всегда волнительно. Когда иду по городу, постоянно обращаю внимание на обувь людей, ищу свою. Конкуренция на обувном рынке большая, поэтому мы со всей серьезностью подходим к дизайнерским решениям, — говорит Татьяна.


Тут рождается обувь 

В закройном цеху не умолкают машины. Труд в основном ручной. За станками — женщины. Следим, как задник обуви, стельки и другие детали переходят из рук в руки, объединяются в связки, поступают на швейную ленту. Дальше каждая работница выполняет свою задачу. Кроссовок без подошвы и шнурков — результат коллективного труда. Дальше заготовка ждет пластик для подошвы и отправляется в литейный цех. Как только сырье на месте, конвейер движется дальше. Заготовку помещают на металлическую колодку. Специалист фиксирует стельку по следу колодки, околачивает ее специальным деревянным молоточком. Колодка переворачивается и направляется в зону литья, где попадает в тиски полуколец пресс-формы. Кульминация — заготовка соединяется с подошвой. После стабилизации, которая занимает полчаса, обувь шнуруют и добавляют к ней бирки.

Все работники фабрики — люди опытные. У многих единственная запись в трудовой книжке. К примеру, Лидия Шаботько трудится на Лидской обувной фабрике 37 лет. Швея экспериментального цеха реализовывает самые смелые идеи модельеров и технологов. 

— Работа очень нравится. Постоянно что-то новое, нет однообразия. Модельеры отлично работают. Иногда даже я вношу свою лепту в новые модели, — говорит Лидия Шаботько.

В планах предприятия — повышение конкурентоспособности продукции, удовлетворение спроса внутреннего рынка и наращивание экспортного потенциала.

Кому пару?

На фабрике от традиционного ассортимента домашней обуви не отказываются, но при этом осваивают и другие направления. Найти себе пару от лидских производителей могут даже охотники и рыболовы. Большое внимание уделяют специальной обуви. Лидскую обувь носят от пищевиков до нефтяников.
— Мы вышли на объемы производства специальной обуви — 48 процентов в натуральном выражении.
В нашей обуви ходят работники таких предприятий, как «Беларуськалий», «Нафтан», БМЗ, ММЗ, МТЗ, «Гродно Азот», «Гродножилстрой», а также Минского метрополитена, кондитерской фабрики «Красный пищевик», мясокомбинатов, птицефабрик, хлебозаводов, бумажных фабрик, нефтеперерабатывающих станций и заправок, — отмечает Тамара Игнатович.

Лидская обувь полюбилась также потребителям из России, Монголии, Казахстана. В планах — повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, удовлетворение спроса внутреннего рынка и наращивание экспортного потенциала. Результаты продаж руководство радуют, но пока говорить о впечатляющих показателях рановато. Директор убеждена, что задача номер один — производство более дешевой и качественной, чем импортная, белорусской продукции.

— Важно не только успевать за модными направлениями и инновационными технологиями, но и идти на полшага впереди, — уверена Тамара Игнатович.

kasper@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter