В нынешнем году Беларусь намерена отказаться от импорта электроэнергии. Идея не новая, но ее реализация ранее планировалась на 2020 год — под пуск в эксплуатацию нашей АЭС. Смещение сроков отказа от импорта рождает дискуссии о смыслах такого решения. Однако логика в этом очевидная.
Взгляните на инфографику: энергоемкость нашего ВВП сокращается год от года. И это при том, что сам ВВП стремительно растет, увеличившись с 1997 года почти в 2,5 раза. Кроме того, в Беларуси реализованы две масштабные отраслевые программы, что позволило значительно повысить эффективность нашей энергосистемы. Например, по данным Белстата, потери при распределении энергии сократились с 1.901 тысячи тонн условного топлива в 2010 году до 1.532 тысяч тонн в 2016–м. В целом за последние 5 лет затраты на производство электроэнергии в нашей стране снизились на 30 процентов. Экономия от модернизации энергосистемы составит в этом году 160 млн долларов, а отказ от импорта сбережет еще 140 млн долларов бюджетных средств.
Но в таком случае возникает вполне логичный вопрос. Если электроэнергии собственной выработки нам хватает уже в этом году, куда же через пару лет мы будем девать продукт Белорусской АЭС? За разъяснениями обратился к авторитетному ученому в сфере энергетики академику НАН Беларуси Александру Михалевичу. Он разложил ситуацию по полочкам:
— Практиковавшийся у нас импорт электроэнергии не был связан с нехваткой мощностей. Просто когда на рынке предлагали более дешевую энергию, именно ее «Белэнерго» и покупало. При этом мощности собственных электростанций на этот период снижались. Логика была простой: на некоторых из наших электростанций энергоблоки были построены еще в 1960 — 1970-х годах, они имели большой удельный расход топлива на производство одного киловатт–часа. Поэтому выгоднее было использовать более дешевый вариант, когда он появлялся.
Но с тех пор ситуация изменилась. Во–первых, на многих станциях — Березовской и Новолукомльской ГРЭС, Минских ТЭЦ–3 и ТЭЦ–5, других — сегодня внедрены современные и весьма экономичные парогазовые блоки. В результате дорогой по себестоимости электроэнергии становится все меньше и импорт теряет актуальность. Во–вторых, в свое время с нашей экономикой злую шутку сыграла дешевизна природного газа. Когда мы работали над первой Концепцией энергетической безопасности, утвержденной в 2005 году, природный газ стоил в пять раз дешевле, чем сегодня. Свою роль сыграла и тарифная политика: электроэнергия в то время обходилась потребителям дороже, чем газ. По этим причинам много электротехнологий в то время было заморожено, а ставка делалась на использование природного газа. Но с точки зрения научно–технического прогресса именно за электричеством будущее. Электротехнологии позволяют легко автоматизировать процесс, управлять им, снижать потери. Во всем мире просматривается четкая зависимость: чем больше страна потребляет электрической энергии, тем выше у нее и ВВП на душу населения. Передовые страны в этом плане — Норвегия, Финляндия, Швеция, Швейцария.
Итак, перевод экономики с «газового» режима на «электрический» — один из способов полного использования энергии, которую даст через несколько лет Белорусская АЭС. Круг ее потребителей может быть еще шире. Совместно с Минстройархитектуры ученые реализуют пилотный проект — разрабатывают и проектируют первый в стране полностью электрифицированный жилой многоэтажный дом для сотрудников Национальной академии наук. Появится он в Академгородке. Кроме того, интенсивно развивается электротранспорт. Да и развитие информационных технологий влечет за собой рост энергопотребления. Это лишь отдельный компьютер потребляет электричество довольно скромно. Аппетиты же IT–индустрии в целом колоссальны.
osipov@sb.by
Беларусь откажется от импорта электроэнергии и переведет экономику с газа на электричество
На полную мощность
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.