– В большинстве случаев преступники завладевают реквизитами банковских карт благодаря самому потерпевшему: человек добровольно вводит данные, перейдя по фишинговой ссылке, и расстается с деньгами, – предупреждает эксперт. – Все общение сводится к получению этих данных. Меняются только подходы. К примеру, на торговых площадках мошенники выставляют очень низкие цены на товар, его реальная рыночная стоимость гораздо выше. И люди клюют на это. Когда покупатель видит дельное предложение, он сам активно предлагает внести деньги, дает данные карты... Еще один вариант обмана, особенно молодых людей, – предложение о покупке товара, который трудно достать в республике. К примеру, это гаджеты или новинки техники, которые у нас еще не поступили в продажу, но уже есть за рубежом. Один из примеров: мошенник предлагал купить на интернет-площадке модный фитнесс-браслет, мол, мне подарили два, один не нужен, отдаю в упаковке, а ценник на 50 процентов ниже. И покупатель, загоревшись, слепо поверил инструкциям и сам стал жертвой. За первую половину этого года области зафиксировано 239 случаев фишинга, в прошлом году за аналогичный период было 183.
Развитию интернет-торговли поспособствовала пандемия, но нужно понимать, что там аккумулировались злоумышленники. Например, возможна и обратная ситуация: человек продает вещь, ему пишут, что готовы купить, за товаром приедет курьер. Предлагают дать реквизиты карты, чтобы зачислить нужную сумму. Разговор выводят в мессенджеры, где и сбрасывают фишинговую ссылку. Так он расстается со всей суммой на карте. Отмечу, что на торговых площадках не напрасно предупреждают: общайтесь только на самом ресурсе, при покупке-продаже в интернете лучше использовать оплату наличными и встречу в реальности.
Специалист напомнил о необходимости быть бдительными и не сообщать никому в телефонном режиме свои паспортные и другие личные данные, реквизиты счетов банковских платежных карт, а также содержание СМС-сообщений, поступающих из банковских учреждений.