Где и кто они теперь, девчонки и мальчишки, выпускники 3-й школы 1968 года, однокашники Володи? Лариса Бруева стала известным на всю Беларусь – да и Россию – поисковиком, сейчас к 90-летию Петра Мироновича Машерова пишет книгу о поисковом движении на Витебщине. Володя Данильченко в свое время стал секретарем комсомольской организации Севастопольского флота, Рита Кобрина – в Германии, Таня Козлова – в Сибири, многие здесь же, в Витебске, остались. Но все непременно следили за путями-дорогами Володи Кошелева…
Володя родился в семье довольно известных, уважаемых в нашем городе людей. Так получилось, что его мать и отец встретились уже в зрелом возрасте: Семен Устинович Кошелев был завучем СШ № 3, овдовел, двое сыновей на руках остались, Мария Ильинична Маценко – Герой Социалистического Труда (впоследствии Почетный гражданин города Витебска), работала на флагмане всех пятилеток – швейной фабрике «Знамя индустриализации». Их познакомили. Вовка появился на свет поздним ребенком, родителям было далеко за 40. Прощалось ему многое только за одно – честность и справедливость.
Приехав в Витебск на 100-летие со дня рождения Марии Ильиничны, Володя Кошелев на встрече в областном краеведческом музее, посвященной этому юбилею, вспомнил, как мама, умирая в больнице на его руках, сказала ему: «Запомни, сынок, если ты когда-нибудь почувствуешь, что в жизни сделал что-то не так, как мы тебя учили, если где-то поступил нечестно, несправедливо, – лучше не приходи на мою могилу…»
Начальник Чукотки
После школы Кошелев поступил в медицинский институт. Конкурс в тот год был сумасшедший – 17 человек на место. Может быть, только тогда, единственный раз в жизни, он «призвал» на помощь мамино имя. Подошел к представителю приемной комиссии и прямо сказал: «Моя мама очень за меня волнуется». «Все мамы волнуются, – был ответ. – А кто твоя мама?» И Володя ответил: «Герой Социалистического Труда…» Впрочем, не это, конечно, сыграло решающую роль. Он всегда хорошо учился, а стать доктором была его заветная мечта. И он стал замечательным врачом. Потом замахнулся на Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова. Как перспективного специалиста его настойчиво оставляли в Москве, в одной из знаменитых столичных клиник. Уже тогда он разрабатывал свою оригинальную методу лечения сердца. Но оставаться в Москве не захотел, романтика и независимый характер влекли в неведомые дали, и он рванул на Север. Служил на подводной лодке, завербовался врачом на полярную станцию. Он отработал на пяти дрейфующих станциях «СП»! Про него рассказывали чудеса, называя «доктором от Бога».
А потом началось невероятное – станции закрывались, на них не хватало денег, никто не хотел «рвать пуп», доказывая уникальность и огромную важность для страны самоотверженной работы полярников. И тогда Володя рванул на край Земли – на Чукотку. Остров Врангеля его друзья и бывшие одноклассники рассматривали на карте Родины в лупу – иначе и не увидишь. Зато Вовка писал друзьям удивительные письма о красоте этого заповедного края, где только и можно было наблюдать лежбища моржей, роды белых медведей. Он в пургу и вьюгу ходил от чума к чуму, приучал чукчей к цивилизации, боролся с пьянством. Кошелев тут не расставался со своим баяном – был и «управлением культуры», и «социальной помощью»! Помогал местному населению во всем, о чем только ни просили. Просили же о самом элементарном: здесь не получали годами зарплаты, не хватало нормальных продуктов, а среди чиновников на Большой земле процветали воровство и коррупция. Для какой-то сотни островитян проблемой было и попасть на саму эту Большую землю: чтобы стать пассажиром вертолета, надо было сунуть в лапу тысячи долларов – все рвали большие деньги, без зазрения совести, кто как мог... А потом люди просто упросили Кошелева стать «начальником Чукотки». Так он стал главой администрации, попросту говоря, мэром (или губернатором?) острова Врангеля. Чтобы решать многие вопросы на острове, мотался в Москву, в Государственную думу. Вот тогда вырывался иногда и в родной Витебск. После смерти матери старался по возможности навещать отца. Но гордился и тем, что удалось в свое время обоих родителей вытащить на свой остров. И они решились на такой перелет! Стояло лето, и Володя радовался, что отцу и матери показал всю красоту Врангеля. В виде исключения разрешили даже Семену Устиновичу и Марии Ильиничне побывать там, где добывается золото.
Впрочем, и золото, и перспективы разработки нефтяных шельфов на острове Врангеля втягивали, в том числе и иностранных ученых, в дела, которые попахивали авантюрой и даже криминалом. По крайней мере, по отношению к местному населению. Оно стало просто неугодным. Сотню остававшихся здесь семей решили выселить, разрешив им взять с собой на вертолеты всего лишь по чемоданчику из самых необходимых вещей… Володя отчаянно бросался во все тяжкие, защищая аборигенов. Опять пытался искать правды и помощи в Москве, сотни тысяч километров перелетая с одного конца страны в другой. Реально его поддерживали совсем немногие, в том числе и известный полярник, Герой Советского Союза, вице-спикер Госдумы Артур Николаевич Чилингаров. Кошелев сделал все, что смог, но он был бессилен в той стране в то время, которая после развала так и не смогла оправиться и оставалась равнодушной к своим же гражданам-патриотам.
Фактически с островом Врангеля Володю связал огромный кусок жизни в 25 лет, буквально до 2000 года.
Орден за мужество
Шел 2003 год. Газеты «цвели» клубничкой, рассказывая о развлечениях новых русских, о скандалах депутатов, «мода» на которых становилась вровень с шоу-бизнесом и звездной жизнью артистов. Вся страна следила за романом многодетной певицы Валерии и ее продюсера Пригожина… Даже вспомнили про 125-летие со дня рождения Сталина… Но почти никто не придал особого значения скупым сведениям о том, что в арктические дрейфующие льды высадилась после более десятилетнего перерыва экспедиция полярников. Начальником Первой Российской дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-32» стал именно Владимир Кошелев. Он же доктор.
Мало кто задумывается об истинном подвиге полярников, представляя их жизнь на северной «макушке» планеты как исключительную болезнь романтики. На самом деле здесь ведутся важнейшие наблюдения, можно сказать, уникальнейшие: таких сведений не добудешь больше нигде и никогда. Обработанные материалы позволяют все глубже проникать в тайны не исследованных до конца Арктики и Антарктики. Недаром бассейн Северного Ледовитого океана называют «кухней погоды». Вот и исследования «СП-32» в том числе должны были помочь найти ответ на вопрос, что же происходит в последнее время с погодой на планете, действительно ли грядет всемирное потепление?
Кроме того, полярники России просто-таки обеспечивают присутствие своей страны здесь, а это политика, тем более что она связана и с развитием подводного военного флота.
Экспедиция длилась 11 месяцев. В течение этого времени полярники испытывали на себе не раз характер океана. В один из февральских дней 2004 года случилось и вовсе непредвиденное: льдина, на которой располагался лагерь, треснула и прошлась как раз посередине. Под воду ушли три из четырех домиков, а с ними – кухня, баня, «сердце» лагеря – электростанция. Полярники остались без еды, тепла и света. Страшны в таких ситуациях и образующиеся торосы: сколовшиеся огромные куски льда, напирая друг на друга, уничтожают все на своем пути… Спасло современное средство связи – спутниковый телефон! Да и радиостанция уцелела. Были вызваны спасатели со Шпицбергена, и хотя лету до
«СП-32» ни много ни мало 800 километров, летчики прибыли вовремя – полярники были спасены. И даже баян Володи Кошелева океан милостиво «выплюнул»!
…Его представили к награде. Но тогда он отказывался получать ее из принципа: к этому времени Владимир Кошелев во многом стал оппозиционером к власти в стране и принципиально вступил в Коммунистическую партию. Быть принципиальным трудно. Но так учили родители. На могилу матери он намерен всегда приезжать с чистой совестью…
Лишь недавно он стал кавалером ордена Мужества – это награда военная, именно ею решили наградить Почетного полярника Кошелева за мужество, проявленное при спасении ценнейших материалов, а также людей с «СП-32». Военную награду Володя принял.
Сегодня Владимир Семенович Кошелев – почетный полярник СССР, кавалер ордена Мужества, президент фонда поддержки ветеранов Арктики и Антарктики «Полюс», президент отделения полярных исследований Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Российской Федерации – живет в Москве, больше занимается научной работой, разрабатывает еще один новый проект, связанный с Северным полюсом: арктический туризм. В последнее время он часто бывает в Беларуси, потому что помогает в организации экспедиций на Северный полюс с участием своих земляков. Неоправданно и несправедливо поступает родина с теми, кто свою жизнь отдал освоению этого сурового края, а уйдя на пенсию, должен считать копейки, считает Владимир Семенович. Кстати, как вы думаете, какую пенсию заработал сам знаменитый наш земляк, Почетный полярник СССР? Чуть более ста долларов – 2732 российских рубля...