(Вне)классный урок
Под светящейся вывеской «Музей народного единства» нас встречает учитель географии и по совместительству руководитель музея Александр Литвинович. Приглашая пройти в зал, он делится небольшой предысторией:– При строительстве школы в планах был музей, оставалось только определиться с его концепцией. Год открытия учреждения образования был объявлен Годом народного единства, и мы подумали, что будет символично посвятить экспозицию именно этой теме. Здесь проводим и уроки истории, географии, обществоведения. Кстати, сейчас на экскурсию придет 9 «П», можете присоединиться.
От такой уникальной возможности сложно отказаться. Пока учащиеся собираются, Александр Владимирович вспоминает:
– Мы хотели, чтобы в экспозиции прослеживалась связь прошлого и настоящего, поэтому экскурсию начинаем с периода Полоцкого княжества и заканчиваем на событиях наших дней. Оформление помещения продумывали наши учителя. Они нарисовали макеты стендов, а профессиональные дизайнеры помогли доработать идею.
В начале экскурсии учитель указывает ребятам на стену у входа – ее украшают деревянные дощечки с понятиями, объединяющими наш народ: душевность, искренность, радушие, гостеприимство… Особое место в этом перечне отведено слову «единство». Что школьники вкладывают в это понятие? Анна Кучмарева поделилась мыслями:
– Все мы живем в одной стране, говорим на языке, понятном друг другу, и думаем одинаково – это нас сплачивает. И важно сберечь это единство, ведь никто лучше не поймет белоруса, чем белорус.
Учителя помогали в создании экспозиции. Эта инсталляция – один из примеров
А вы знали об этом?
Во время экскурсии Александр Литвинович акцент делает на том, как Барановичи участвовали в формировании белорусской государственности, и называет несколько малоизвестных фактов. Один из них касается первого правителя Великого Княжества Литовского:– В Барановичском районе есть городской поселок Городище, по мнению российских историков именно в этом месте находилась легендарная Варута, где по католическому обряду крестили Миндовга.
С Барановичами связана жизнь и первого русского книгопечатника Ивана Федорова, продолжает учитель:
– Некоторые исследователи утверждают, что он родился в деревне Петковичи нашего района.
Экспонатов в музее пока немного, но каждый – ценный. Так, во время экскурсии Александр Владимирович зачитывает школьникам строки из письма российского офицера из госпиталя домой, датированное 3 февраля 1917 года, и цитирует содержание удостоверения, которое выдали семьям, отъезжающим с линии фронта в период Первой мировой войны. У посетителей музея также есть возможность близко рассмотреть награды ветеранов Великой Отечественной войны, узнать, как выглядело польское свидетельство об окончании четырех классов. Материалы, собранные в экспозиции, школьники используют в исследовательской деятельности, добавляет Александр Литвинович:
– Для научных конференций ребята не просто берут информацию из учебников или интернета, а опираются на реальные документы. Надеемся, что со временем фонд увеличится и простора для изучения станет еще больше. Многие учащиеся увлечены историей – занимаемся с ними поисковой работой. За прошлый год восстановили фамилии семи погибших в годы Великой Отечественной на территории нашего района.
Александр Литвинович: – Многие ученики увлекаются историей
Живые фотографии
От событий прошлого переходим к настоящему. Центральная часть зала посвящена современной Беларуси: на объемных конструкциях представлены достижения, традиции и ценности белорусского народа. На стене напротив входа в музей расположена карта страны. Первым делом школьники отыскали на ней родной город, а после, поинтересовавшись, откуда к ним приехали журналисты, нашли Минск.– Далековато… – резюмировал Артем Ошмянко, проведя указательным пальцем по маршруту, который мы преодолели.
Впечатлений у учащихся 9 «П» после экскурсии хватит не на один пост в социальных сетях. Особенно школьникам понравились интерактивные элементы. Валерия Теневич останавливается у голографического вентилятора. Вращаясь, его лопасти оживляют изображения, отправленные с компьютера.
В музее много интерактивных элементов
– О, портрет Сергея Ивановича Грицевца. Давайте с ним сфотографируемся, – предлагают ребята и выстраиваются для общего снимка.
Дважды Герой Советского Союза, имя которого носит школа, был отважным летчиком-истребителем. И один из разделов в музее посвятили подвигам современных летчиков. Виолетта Шишковская знает биографию каждого из них:
– Владимир Карват – первый Герой Беларуси. Он отвел горящий самолет в сторону от деревни Арабовщина Барановичского района и ценой собственной жизни спас немало людей. В прошлом году подвиг совершил экипаж Андрея Ничипорчика и Никиты Куконенко. При выполнении тренировочного полета пилоты отвели падающий самолет от жилых домов, сами катапультироваться не успели…
Представь себя пилотом
Летную тему дополняет уникальный экспонат – авиационный тренажер. Его появление в музее – отдельная история, рассказывает директор школы Марина Купцова, которая тоже заглянула на экскурсию:– Тренажер нам передало Министерство обороны. Внести кабину целиком не получилось: ее габариты оказались больше дверного проема. Перенести тренажер в здание помог командир 61-й истребительной авиационной базы Юрий Пыжик. Он организовал бригаду военнослужащих, которые разобрали кабину практически до основания. Чтобы не повредить крыльцо, тренажер поднимали на специальном кране, а после 12 человек внесли его в музей и собрали обратно.
У посетителей музея есть возможность не просто посмотреть на кабину, но и оказаться внутри. Первым почувствовать себя в роли настоящего пилота вызвался Михаил Макарчук. Чтобы девятиклассник еще больше погрузился в образ, учитель разрешил ему примерить высотно-компенсирующий костюм. Облачившись в комбинезон цвета хаки, Миша признался:
– Не думал, что он так сковывает движения. Хотя в воздухе это плюс, ведь снаряжение защищает организм от резкого перепада давления в случае аварийной ситуации.
Специально для «ЗН» Миша примерил высотно-компенсирующий костюм
Оказавшись в кабине, девятиклассник говорит о первых впечатлениях:
– Я сидел в настоящем истребителе, здесь места побольше. Для меня загадка, как летчики ориентируются в таком количестве кнопок, рычажков…
Звенит звонок на перемену, но 9 «П» не спешит покидать музей. Александра Кулак («В классе две Саши Кулак, нас различают по отчествам, я – Игоревна») говорит, что узнала много нового:
– Впервые оказалась в музее. Понравилось? Еще бы! Представляю, сколько труда вложили учителя, чтобы создать такую интересную экспозицию. От всех ребят говорю спасибо.
Эксклюзивно для «Знаменки»
В этом году ко Дню народного единства в школе откроют еще один зал музея, находится он на втором этаже учреждения образования. В числе первых посетителей – корреспонденты «Знаменки» и учащиеся 8 «П». Александр Владимирович подводит к одной из витрин:– На территории нашего района существовало два концлагеря: для военнопленных в деревне Лесная и в деревне Колдычево для мирных жителей. Здесь представлены ложка, тарелка и кружка, найденные на месте Барановичского гетто. Также мы воссоздали нашивки, которые носили узники. Так, отличительным знаком партизан был круг черного цвета, а евреев – звезда Давида.
Экспозиция нового зала музея охватывает основные периоды Великой Отечественной войны: начало, оккупация, партизанское движение, освобождение. На отдельном стенде собраны результаты расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа, проводимого Генеральной прокуратурой.
Интерактивные элементы присутствуют и в новом зале. Ярослав Гетьман и София Заблоцкая наводят камеры смартфонов на QR-коды, размещенные рядом с информацией о Героях Советского Союза, уроженцах Брестской области. Спустя пару секунд на экране открывается страница с биографией отважных воинов. Школьники внимательно ее изучают и подытоживают:
– Здорово, что у нас есть возможность изучать историю таким необычным способом. Иногда от сверстников можно услышать, мол, музей – это скучно. Они просто у нас в школе не были.
shestakevich@sb.by