На Олимпийских играх в Токио впервые будут разыграны медали в скейтбординге. Несмотря на то что для программы главных стартов четырехлетия этот вид спорта нов, у него богатая история, которая только на территории стран постсоветского пространства началась более 40 лет назад. Как развивался скейтбординг в нашей стране и каковы олимпийские перспективы у белорусских скейтеров? Об этом и многом другом рассказал руководитель Белорусской федерации скейтбординга и основатель «Скейт-музея СССР» Глеб Бенциовский.
Глеб Бенциовский на протяжении нескольких лет собирал музейную коллекцию, а сегодня знакомит с историей скейтбординга всех желающих
Первые скейты-самоделки и сейчас можно увидеть в «Скейт-музее СССР». Глеб Бенциовский берет один из таких экземпляров в руки. Весит он навскидку не меньше трех килограммов. Но это далеко не единственный удивительный факт об экземпляре.
В этой одежде и на этих досках наши скейтеры катались с горок в «Раубичах»
Первые скейты в СССР в 1978 году стали изготавливать в эстонском городе Выру, причем на заводе газоанализаторов. Уже через несколько лет «доски» производили и на других предприятиях страны.
Вторая волна в СССР пришла во второй половине 80-х годов. Тогда стали появляться секции, проводились соревнования, и скейтбординг признали видом спорта. Он стремительно набирал популярность: мелькал в фильмах, о нем писали в газетах и журналах. Появлялась и методическая литература, причем поначалу новый вид спорта пытались ассоциировать с уже существующими – например, горными лыжами и даже фигурным катанием, адаптируя системы подготовки.
В те времена у минских скейтеров были свои точки сбора. В принципе ребята катались везде, где был асфальт. Возле кинотеатра «Москва» собирались только большими группами, поскольку это место облюбовали представители другой популярной в те годы группировки – «депешмодовцы».
– Тогда сильно чувствовалось разделение на районы и группы, поэтому к выбору мест подходили серьезно. В районе Комаровки, например, было неспокойно, поэтому чаще мы катались возле филармонии. Собирались еще на площади Калинина, но основное место наших тусовок – академия наук. Там было классное покрытие, хорошие уклоны, и по выходным туда съезжались скейтеры со всего города. Чуть позже там же нашли осушенный фонтан. Добираться непросто: мне, например, из микрорайона Запад-3 нужно было сначала более получаса ехать на троллейбусе, потом – около 20 минут на метро. А некоторые приезжали из еще более отдаленных районов, например из Чижовки. Но эта «сложнодоступность» – начиная от отсутствия досок и заканчивая непростой логистикой – давала и свои плюсы. Мы были очень целеустремленными!
Еще одним знаковым местом для белорусских скейтеров были «Раубичи». Ребята открыли спорткомплекс для себя еще в середине 1980-х годов – привлекла замысловатая трасса с хорошим перепадом высот, которая идеально подходила для дисциплины даунхилл – скоростного спуска.
Новая эра
С распадом СССР волна популярности скейтбординга пошла на спад. В нашей стране он возродился только в конце 90-х годов благодаря энтузиастам. По словам Глеба Бенциовского, сейчас в развитии скейтбординга наступила новая эра.
– Одна книга закрылась, а другая открывается. В ней еще много чистых листов, которые постепенно заполняются. Конечно, со временем изменились приоритеты в катании, формы досок, отношение общества к скейтбордингу. На его развитие влияли многие факторы. Например, то, что рекорды, устанавливаемые в скейтбординге, фиксировались в Книге рекордов Гиннесса. Или то, что крупная телекомпания ESPN запустила проект X-Games, который стал неофициальным чемпионатом мира. В соревновательной части один из пиков развития скейтбординга пришелся на конец 1990-х – начало 2000-х годов. В те годы были установлены рекорды, которые не могли побить еще около 15 лет: например, Тони Хоук «закрутил» 900 градусов – выполнил прыжок в 2,5 оборота вокруг своей оси на скейте, а Денни Вейтрайт прыгнул олли на высоту 1,13 метра.
– Райан Шеклер выиграл свой первый чемпионат мира в 13 лет. Шон Уайт – в 14. Найджа Хьюстон в 13 лет заявил о себе и сейчас остается номером один в мировом рейтинге. Буквально несколько лет назад появился еще один вундеркинд – американка японского происхождения Скай Браун, которая в 9 лет делала трюки, которые могут выполнить не все взрослые. Сейчас девочке 12, она оттачивает вращение на 540 градусов со смещенной осью в рампе и уже считается явным претендентом на победу в Олимпийских играх.
Виды на Токио
Нашим спортсменам до мирового уровня пока далеко. Скейтбординг у нас все еще в зачаточном состоянии и только проходит этапы становления: создание материально-технической базы, формирование спортивного резерва…
Скейтбординг – занятие безопасное. Важно подходить к нему со всей серьезностью и просчитывать возможные риски
Сейчас во всех регионах Беларуси работают над созданием секций и объектов инфраструктуры. В Борисове, например, почти завершилось строительство открытого скейт-парка. Недавно построили небольшой парк в Чаусах. Планируется обновление комплекса в Могилеве, работает такая площадка в Витебске.
Влад Скачко уже дебютировал на чемпионатах Европы и набрал свои первые очки
До попадания на Олимпийские игры нашим скейтерам, как и спортсменам из других постсоветских стран, еще предстоит пройти долгий путь. Система отбора на Игры изначально была довольно сложной и запутанной. Коронавирус внес в нее свои коррективы: несколько отборочных этапов отменили, Международная федерация скейтбординга еще не утвердила окончательные планы отбора. Пока квалификационная система такова: на Играх выступят всего 80 атлетов обоих полов в двух дисциплинах, то есть по 20 парней и девушек в каждой. Квот для континентов в этом отборе больше не предусмотрено: в зачетный рейтинг у каждого спортсмена идут по четыре лучших результата, показанных на соревнованиях, входящих в календарь WSF. Сейчас почти половину мирового рейтинга составляют американцы, бразильцы, японцы и совсем немного европейских спортсменов – они, вероятнее всего, и будут бороться за награды в Токио. Однако мы будем надеяться на то, что увидим белорусских скейтеров на пьедестале Олимпийских игр через 2–3 цикла.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
«Скейт-музей СССР» – один из немногих специализированных музеев во всем мире, где можно узнать об истории скейтбординга. Глебу Бенциовскому удалось собрать в нем сотни уникальных экземпляров. Они разделены на пять блоков, посвященных истории мирового, бразильского и советского скейтбординга, самодельным скейтам. Еще одна часть масштабной экспозиции – скейбординг как искусство, в котором отжившие свое доски становятся арт-объектами.
– Каждый экспонат по-своему ценен, – признается основатель музея. – Каждый скейт – это отдельная история, история взаимоотношений скейтборда и человека. У нас собраны как редкие, так и популярные модели. А такого объема экспонатов и информации о советском скейтбординге нет больше нигде. Экскурсии мы проводим по записи, они имеют авторский формат – каждую готовим и проводим индивидуально, в зависимости от того, что наши посетители уже знают о скейтбординге.
Глеб Бенциовский не скрывает: на содержание пространства, создание и пополнение музейной коллекции тратит деньги из семейного бюджета, не имея финансовой поддержки со стороны, а за новыми экземплярами охотится постоянно. К сожалению, пандемия коронавируса отразилась и на жизни музея. Он по-прежнему работает по предварительной записи, а в отсутствие посетителей его создатели времени не теряют: обновляют экспозицию, чтобы она была еще более интересной для гостей, планируют различные культурные акции, выставки, просмотры фильмов и реализуют арт-проекты.
past@sb.by
Фото Виталия Пивоварчика, Юрия Мозолевского, из личного архива Влада Скачко