Два затонувших грузовика-«полуторки» времен блокады Ленинграда на дне Ладожского озера обнаружили участники российского исследовательского проекта. По мнению специалистов, это советские шестиколесные автомобили ГАЗ-АА, которые могли везти провиант и припасы по Дороге жизни. Об этом сообщило РИА Новости.
Фото Центра научных исследований 1XPEDITION
При исследовании южного участка Ладожского озера дайверы из клуба подводного плавания «Диво» обнаружили два затонувших автомобиля ГАЗ-АА, которые в 1941–1943 годах могли везти хлеб для блокадного Ленинграда или вывозить людей по Дороге жизни – так называли единственный транспортный коридор по льду озера, который связывал город с Большой землей.
«У найденных артефактов кузова частично сгнили, кабины из фанеры практически разложились. Но остались рама, колеса, двигатель, трансмиссия, то есть металлические части сохранились. Реконструкторы считают, что автомобили возможно не только восстановить, но даже завести», – пояснил руководитель клуба «Диво», координатор проекта Сергей Куликов.
Он добавил, что команда уже провела осмотр, фото- и видеосъемку находок, а полученные данные переданы для дальнейшего исследования.
«Эти полуторки могли принадлежать к первым выпускам. Они были лицензионными репликами Ford. Не будем забывать, что Горьковский автомобильный завод, где производились эти авто, создан при личном содействии Генри Форда, знаменитого автомобильного короля», – уточнил доцент кафедры истории России ОГУ им. И.С. Тургенева Роман Абинякин.
Пока что исследователи не установили, как именно эти машины оказались на дне, но предполагают две причины: либо они попали под авиационную бомбардировку, либо ушли под воду из-за ослабшего льда.
Фото Центра научных исследований 1XPEDITION
«Идентифицировать машины будет несложно. Скорее всего, остались номерные знаки на двигателе, по которым можно будет узнать, кому принадлежала эта машина и имена шоферов. Можно сказать, что на таком автомобиле ехать зимой по льду – это уже был подвиг, даже если не брать военную опасность», – отметил исследователь.
Абинякин обратил внимание, что три четверти грузов были перевезены по этому направлению не на машинах, а на кораблях, баржах и паромах. Наземный транспорт шел по снегу, воде и льду, потому такие поездки были испытанием и для водителей, и для авто. Он добавил, что артефакты имеют немалое символическое значение, так как за все время работы Дороги жизни в осажденный Ленинград доставили более 2,3 млн тонн грузов и вывезли почти 1,4 млн человек.