Военную доктрину Беларуси – важнейший документ в области обеспечения военной безопасности – в ближайшие дни утвердит Всебелорусское народное собрание. Соответствующее постановление Совбеза об одобрении ее проекта (равно как и проекта Концепции национальной безопасности) Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 12 февраля. Направления ее трансформации приобретают особенное значение, в том числе с учетом непрекращающейся активности НАТО у белорусских границ и милитаризации западных соседей нашей страны.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Не я придумал: «Если хочешь мира, готовься к войне». Я несколько раз подчеркивал, что мы четырежды как минимум, уже в пятый раз, наверное, модернизируем свои Вооруженные Силы, приспосабливая к той обстановке, которая складывается. И прежде всего делаем соответствующие выводы и извлекаем уроки из тех войн и конфликтов, которые происходили и происходят на планете. Цель наших Вооруженных Сил и силовиков — защитить нашу землю и наше государство! Всё! Никаких других целей мы сегодня не ставим. А к войне готовимся, потому что всякое может быть… Поэтому учиться, учиться и еще раз учиться… И прежде всего учиться военному делу настоящим образом. Вот мы и будем учиться.
На совещании по вопросам военной безопасности, 4 октября 2022 года.
— Не я придумал: «Если хочешь мира, готовься к войне». Я несколько раз подчеркивал, что мы четырежды как минимум, уже в пятый раз, наверное, модернизируем свои Вооруженные Силы, приспосабливая к той обстановке, которая складывается. И прежде всего делаем соответствующие выводы и извлекаем уроки из тех войн и конфликтов, которые происходили и происходят на планете. Цель наших Вооруженных Сил и силовиков — защитить нашу землю и наше государство! Всё! Никаких других целей мы сегодня не ставим. А к войне готовимся, потому что всякое может быть… Поэтому учиться, учиться и еще раз учиться… И прежде всего учиться военному делу настоящим образом. Вот мы и будем учиться.
На совещании по вопросам военной безопасности, 4 октября 2022 года.
Без ложной политкорректности
В новейшей истории Беларуси Военная доктрина принималась (уточнялась) трижды: в 1992, 2002 и 2016 годах. Положения военных доктрин предыдущих лет наглядно демонстрируют изменение подходов к формированию национальной военной политики. Документ 1992‑го являлся ярким отражением своей эпохи, когда победивший в холодной войне Запад убеждал все постсоветские государства в собственной «демократичности и миролюбии», необходимости всеобщего разоружения и окончании эпохи конфронтации. При этом сам не сделал ни одного шага в сторону демилитаризации.Первая Военная доктрина была направлена на упрочение государственной и международной безопасности, а ее основу составляла концепция вооруженного нейтралитета и идеология «нового мышления», отрицавшая использование силовых средств для достижения политических целей и провозглашавшая приоритет общечеловеческих интересов над национальными и государственными.
Рассматривая содержание доктрины спустя три десятилетия, поражаешься наивности и доверчивости ее разработчиков. Однако это был документ своего времени, первый в суверенной истории Беларуси, когда США находились на пике могущества, Запад упивался плодами своей победы и диктовал правила игры всему миру.В течение последующих десяти лет произошли кардинальные политические и военные изменения. Наша страна стала президентской республикой, приобрела безъядерный статус и подверглась санкционному давлению. Произошло расширение НАТО на восток, силовое расчленение Югославии и череда «цветных революций» на постсоветском пространстве. Беларусь присоединилась к ОДКБ и запустила интеграционные процессы с Россией, было остановлено разграбление национальной экономики и уничтожение нашего военного потенциала. Соответственно, эволюционировали взгляды на обеспечение военной безопасности, что нашло отражение в Военной доктрине 2002 года.
Она имела сугубо оборонительный характер и декларировала, что «ни одно из государств в настоящее время не является для нас (Беларуси) потенциальным противником». Впервые в документе подобного уровня появился тезис о том, что страна «не выдвигает никаких территориальных претензий к другим государствам и не признает таких претензий со стороны других государств».
Можно утверждать, что на этом историческом этапе военно-политическое руководство страны сняло розовые очки западной политкорректности, осознало беспринципность «развитых демократий» и начало формировать основу системы отстаивания собственных национальных интересов.
Коллективная защита
Утвержденная 20 июля 2016 года, ныне действующая третья редакция Военной доктрины представляла собой документ нового уровня, вобравший в себя все передовое, что появилось в сфере военной науки. В частности, речь идет о революционных изменениях в военном деле, связанных с гибридными войнами и специальными действиями, высокоточными средствами поражения и оружием на новых физических принципах, широким использованием механизмов «цветных революций» и противоборством в информационной (ментальной) сфере.Пересмотр положений Военной доктрины был обусловлен усилившимся давлением на нашу страну со стороны Запада, ростом агрессивности НАТО, широкомасштабным задействованием инструментария насильственной смены власти в суверенных государствах, процессом нацификации Украины и вооруженным конфликтом в Донбассе.Документ включал 5 разделов, объединявших 10 глав, содержал 59 статей на 18 страницах и существенно отличался от своих предшественников. В доктрине подробно раскрыты цели и направления реализации военной политики, в том числе приоритеты коалиционной политики страны, укрепления системы коллективной безопасности и отражения агрессии на общем оборонном пространстве Союзного государства, функционирования региональной группировки войск (сил) Беларуси и Российской Федерации. По сути, раскрыт тезис Президента Александра Лукашенко о том, что Беларуси и России спина к спине придется отстаивать свои суверенитет и территориальную целостность.
Основными целями военной политики страны были определены: поддержание международного мира и безопасности, предотвращение угрозы развязывания войны и обеспечение гарантии национальной безопасности государства от возможных военных угроз. Вместе с тем доктрина сохранила оборонительную направленность.По сути, в третьем десятилетии ХХI века планета вошла в «горячую стадию» переустройства мира. Созданная после Второй мировой войны система сдержек и противовесов, существовавшая более 70 лет, окончательно разрушена. Стремительно формируются новые центры силы, Запад и США последовательно теряют свое влияние, а военная мощь становится главным политическим аргументом.
Вашингтон и его союзники осознают шаткость собственного положения и делают все возможное, чтобы сохранить ускользающее превосходство. Не случайно очередное аналитическое исследование корпорации РЭНД в конце 2023 года, выполненное по заказу Вашингтона, носило весьма красноречивое название «Защита без доминирования. Ускорение перехода к новой оборонной стратегии США» (Defending Without Dominance. Accelerating the Transition to a New U.S. Defense Strategy).
Однако Белый дом не хочет признавать реальность, ставка делается на военную силу, что провоцирует всплеск насилия и рост числа вооруженных конфликтов. Инициированная Западом прокси-война в Украине должна максимально ослабить Россию и не допустить крушения «мира, основанного на правилах». Политическое руководство США и Европы как мантру повторяет: «Мы не позволим России одержать победу!»
Для реализации задуманного лжедемократии активно внедряют в военную сферу искусственный интеллект, наращивают возможности для оперирования в киберпространстве, инициируют геномно-биологические программы, совершенствуют роботизированные системы и ядерные средства поражения, разрабатывают оружие на новых физических принципах.Не вызывает сомнения, что в ближайшей перспективе не стоит ожидать снижения уровня военной опасности, а угрозы безопасности Беларуси и Союзному государству никоим образом не уменьшатся. Все это заставляет адекватно реагировать на изменения обстановки, пересматривать положения национальной Военной доктрины.
Лидерство любой ценой?
Анализ положений проекта Военной доктрины образца 2024 года свидетельствует о том, что документ существенно расширен и дополнен. Он включает 6 разделов, объединяющих 14 глав, содержащих 122 статьи. Общий объем документа — 46 страниц. Однако его ценность не в объеме, а в сути и содержании.
Так, уже первый раздел доктрины существенно переработан и включает две главы. Уточнено само содержание сущности Военной доктрины, которое в статье 1 предлагается понимать как «систему официально принятых в Республике Беларусь взглядов на поддержание международного мира и безопасности, обеспечение военной безопасности Республики Беларусь, ее вооруженную защиту в рамках обороны государства (ранее было: обеспечение ее военной безопасности)». Определена взаимосвязь документа с планом обороны Республики Беларусь. Во второй главе доктрины на основе достижений военной науки уточнен и получил развитие понятийный аппарат.
В рамках оценки тенденций развития военно-политической обстановки четко названы источники угроз для Беларуси. Это США, НАТО, Польша и страны Балтии. В частности, в статье 9 говорится, что «агрессивный характер военной политики стран Запада перестал маскироваться формулировками об исключительно оборонительной направленности их военных доктрин. В данных национальных и коалиционных документах закрепляются претензии на глобальное и региональное доминирование. В них открыто названы враждебные им государства..., в число которых включена и Республика Беларусь».
В документе детально и комплексно осуществлена оценка военно-политической обстановки, складывающейся в мире и вокруг Беларуси, что позволяет обоснованно определить как внешние, так и внутренние военные опасности для нашей страны.
Особый акцент сделан на негативных тенденциях, связанных с «попытками отдельных государств (коалиций) обеспечить свое лидерство без учета интересов всех субъектов международных отношений путем реализации сценариев «цветных революций», задействования силы и провоцирования внутренних вооруженных конфликтов».В статье 10 констатируется, что «НАТО фактически выступает инструментом экспансии и способствует установлению американского контроля над Европейским континентом». А статья 13 резюмирует: «Претензии Польши на региональное лидерство, конфронтационная политика стран Балтии обусловливают тенденцию неприкрытого вмешательства с их стороны во внутренние дела Республики Беларусь».
В целом следует отметить, что документ имеет адресную направленность, раскрывает подходы субъектов международных отношений к применению военной силы, дает прогнозные оценки возможных последствий их развития для нашего государства.
Фактор сдерживания
Инновационной для национальных военных доктрин является предложенная в главе 4 классификация военных опасностей по степени эскалации и характеру. Статья 21 гласит: «По степени эскалации… военные опасности разделяются по уровням риска, вызова и угрозы». Дано описание каждого из данных состояний, что позволяет выбирать адекватный уровню опасности набор мер по их локализации и нейтрализации. В свою очередь, по характеру опасности выделяются внутренние и внешние. Существенно расширен перечень опасностей и максимально учтены тенденции смещения акцентов от возможных внешних угроз к внутренним.В 5‑й и 6‑й главах раскрыты основы военной политики, детализированы цели и направления ее реализации. В документе предложен новый подход к классификации военных конфликтов. Статья 31 гласит, что «…они подразделяются на внутренние и международные, а войны — на межгосударственные и коалиционные».
Еще раз подчеркнуто, что «Республика Беларусь не относится ни к одному государству, ни к одному народу как к своему врагу и готова со всеми без исключения странами мира строить отношения на основе взаимного доверия и мирного сосуществования».
Определены политические приоритеты в рамках Союзного государства, ОДКБ, СНГ, ООН, ОБСЕ, ШОС. Акцент сделан на «обеспечение военной безопасности», которая в военное время трансформируется в оборону государства. Со страниц доктрины страна заявляет, что «не приемлет продолжающегося расширения НАТО и милитаризацию государств…».
Четко обозначена позиция Беларуси по вопросам применения находящегося на ее территории тактического ядерного оружия. Оно рассматривается «как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциального противника от развязывания вооруженной агрессии и является вынужденной реакцией на несоблюдение западными странами-гарантами условий Меморандума о гарантиях безопасности…».
Без мира нет развития
Впервые в национальной Военной доктрине предусмотрена возможность силового ответа на деструктивное кибервоздействие. Статья 60 закрепляет, что «для пресечения или предотвращения вредоносного информационно-технического воздействия, ведущего к нарушению устойчивой работы критически важных объектов инфраструктуры государства, Республика Беларусь будет использовать все силы и средства как несилового, так и силового характера в соответствии с законодательством, регламентирующим вопросы информационной безопасности».Документ содержит и другие новации, среди которых недопущение эскалации военных опасностей и предотвращение военных конфликтов (стратегическое сдерживание) и подготовка обороны; применение военной силы в рамках вооруженной защиты и задействование невоенных мер; уточнение места (роли) государственных органов в системе обеспечения военной безопасности и включение всех государственных структур в процесс военного строительства; развитие оборонного сектора экономики и повышение эффективности военно-технологического сотрудничества.
Новая Военная доктрина — глубоко проработанный, адекватный для восприятия документ, отражающий национальную систему взглядов на поддержание международного мира и безопасности, обеспечение военной безопасности и вооруженной защиты государства. Она в полной мере отвечает современным и перспективным требованиям безопасности, охватывает все ее области, оставаясь документом сохранения мира, а не эскалации насилия и войны.
Принцип «Хочешь мира — готовься к войне» в данном случае творчески дополнен и трансформирован в истину: «Без мира нет развития, а сто лет переговоров лучше, чем один год войны».
Николай БУЗИН, доктор военных наук, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации.