В поисках утраченного. Древние храмы-крепости Беларуси на старых почтовых открытках

На боевом посту

В конце XV — начале XVI столетия на территории Беларуси стали возводится так называемые цитадельные церковные здания. Причина тому была проста и очевидна: междоусобные войны и стычки магнатов превратились в дело обычное, к тому же и вполне реальная внешняя угроза давала о себе знать многочисленными завоевательскими набегами.


Камаи. Костел оборонительного типа. Нач. ХХ в.

Главное, они есть

Начало этому типу храмов положил Софийский собор в Полоцке, построенный в середине XI века. На рубеже XV и XVI столетий полоцкий храм перестроили в пятибашенную церковь-замок. Такого рода сооружения имели высокие и толстые стены, башни с бойницами, подземелья-склепы, где могли храниться военная амуниция, оружие, продукты питания, выкапывались колодцы с водой. Сегодня на наших почтовых открытках, выпущенных в начале прошлого века, мы представляем не просто исторические памятники Беларуси, но уникальное мировое историко-культурное наследие: Сынковичскую церковь (сейчас — Зельвенский район), храм Рождества Пресвятой Богородицы (известный также как Маломожейковский и как храм в Скрибовцах) в деревне Мурованка (Щучинский район) и костел Иоанна Крестителя в Камаях (Поставский район).

Точное время основания первых двух храмов до сих пор остается предметом научных споров историков. Классика белорусского оборонительного зодчества, памятник мирового значения — Сынковичская (Святого Михаила Архангела) церковь. Известный белорусский историк, автор популярной книги «Замки Беларуси» Михаил Ткачев определял время ее возведения серединой XVI века, периодом правления королевы и великой княгини литовской Боны Сфорца. Но теперь, после проведения определенных археологических исследований, высказывается мнение даже о начале XIII века. Похожая ситуация и с Маломожейковским храмом-крепостью. В своей книге Михаил Ткачев писал, что сначала звучало предположение о его основании в начале XV века. Но выяснилось, что эта дата — фальсификация… середины XVII века! Именно к такому выводу пришел в 1915 году гродненский историк начала ХХ века Юзеф Иодковский, проанализировав документальные источники. Сейчас придерживаются мнения, что время закладки храма — первая половина XVI века. Однако на одной из найденных там надгробных плит выбита дата «1469 год» и надпись «Христов раб иерей Авраамий», свидетельствует нынешняя церковная хроника. Так что Маломожейковский храм можно назвать близким родственником сынковичской святыни. А вот дата постройки костела Иоанна Крестителя в Камаях определяется более точно: 1603 — 1606 годы. Таким образом, в Камаях — один из наиболее поздних укрепленных храмов на территории Беларуси. Неудивительно, что он сочетает в себе архитектурные стили готики, ренессанса и барокко.

Ягайло, Кейстут, Витовт, Ольгерд… Имена легендарных князей ВКЛ звучат в истории Сынковичской церкви. Считается, что храм был освящен в присутствии великого князя литовского Витовта в 1407 году.

Сынковичи. Оборонительный храм XV в. (1920-е годы).

Ступени в вечность

Площадь помещений Сынковичского и Маломожейковского храмов небольшая: в первом случае — 17,5х13 метров, во втором — 15х13,5 метра. Камайский костел значительно больше. Поражает толщина стен Сынковичского храма — 1,5 метра, Маломожейковского — до 2 метров! Известно, что главный вход в Маломожейковский храм защищали тяжелые входные ворота и железная решетка, опускавшаяся на цепях из ниши в стене. Железную герсу (решетку) уничтожили в 1817 году. Высокие двускатные крыши придают обоим строениям стройность и легкость. Но главное — башни! Их ставили по углам основного строения. Четыре Сынковичские башни различаются архитектурной формой и размерами: две западные стоят на квадратных фундаментах, их верхняя часть — восьмигранник, две восточные — круглые. Башни Маломожейковского храма и Камайского костела все цилиндрические.

Отдельная история — узкие башенные лестницы. По ним поднимались защитники к башенным бойницам, чтобы отражать натиск врага: верхние ярусы башен позволяли вести огонь по нападавшим на дальнее расстояние. Бойницы имели практическое военное значение и служили целям обороны, но также являлись архитектурным украшением строений. Исторический документ под названием «Акт визитации Сынковичского храма за 1760 г.» свидетельствует о наличии посередине крыши еще башнеобразного купола с железным крестом, который в 1891 году в ходе ремонта и реконструкции был разрушен. Тогда же рядом с церковью построили отдельно стоящую колокольню, которая, правда, стилистически не сообразуется с древним храмом.

Надо сказать, войны в биографиях белорусских храмов-крепостей отмечены далеко не символической строкой: жестокие вражеские навалы обрушивались всей своей разрушительной реальностью. Например, в 1706 году во время Северной войны войска шведского короля Карла XII бомбардировали Маломожейковскую церковь из орудий — на внешних стенах долго оставались заметными следы от снарядов. Не обошла та война и Камайский костел. Как историческое свидетельство тому — вмурованные в середине XVII века в стены храма ядра от шведских пушек.

В XV — XVII веках на территории Беларуси церкви, костелы, кальвинистские соборы, монастыри и синагоги стали приобретать черты и элементы оборонительных сооружений.


Скрибовцы. Оборонительный (Маломожейковский) храм ХVI в. (1930-е годы).

Живая магия прошлого

Завораживающе выглядят рисунки и старые фотографии древних храмов-крепостей, словно кадры из еще черно-белых кинофильмов, увлекательные сюжеты которых полны тайн, загадок и приключений. Сынковичский храм фотографировал Ян Булгак в 1930-х годах, рисовали белорусские краеведы и художники В.Грязнов, Наполеон Орда, Язеп Дроздович, изучали исследователи архитектуры А.Шишка-Богуш, М.Соколовский, Я.Зубржицкий.

Важная особенность этих уникальных исторических объектов и в том, что проектировали и строили их местные мастера, сумевшие не только талантливо поддержать общие европейские традиции оборонного и замкового зодчества, использовать русско-византийские элементы, но и творчески переосмыслить, соединить эти направления Запада и Востока, тем самым создав свой стиль белорусской готики, узнаваемый и по-настоящему высокохудожест­венный. Все три храма, которые вы сегодня видите на старинных почтовых открытках и фотографиях, яркое тому подтверждение: эти памятники, безусловно, связывает общий целевой замысел и архитектурно-художественное воплощение. В туристических проспектах, описывающих маршруты по Беларуси, древние храмы-воины отмечены грифом «Увидеть обязательно». И чем больше времени проходит, тем сильнее притягивают они своей неповторимой магией, круто замешанной на величии и романтическом очаровании одновременно, магией, за которой стоит правда жизни.

likchodedov@mail.ru

pisma@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter