Камаи. Костел оборонительного типа. Нач. ХХ в.
Главное, они есть
Точное время основания первых двух храмов до сих пор остается предметом научных споров историков. Классика белорусского оборонительного зодчества, памятник мирового значения — Сынковичская (Святого Михаила Архангела) церковь. Известный белорусский историк, автор популярной книги «Замки Беларуси» Михаил Ткачев определял время ее возведения серединой XVI века, периодом правления королевы и великой княгини литовской Боны Сфорца. Но теперь, после проведения определенных археологических исследований, высказывается мнение даже о начале XIII века. Похожая ситуация и с Маломожейковским храмом-крепостью. В своей книге Михаил Ткачев писал, что сначала звучало предположение о его основании в начале XV века. Но выяснилось, что эта дата — фальсификация… середины XVII века! Именно к такому выводу пришел в 1915 году гродненский историк начала ХХ века Юзеф Иодковский, проанализировав документальные источники. Сейчас придерживаются мнения, что время закладки храма — первая половина XVI века. Однако на одной из найденных там надгробных плит выбита дата «1469 год» и надпись «Христов раб иерей Авраамий», свидетельствует нынешняя церковная хроника. Так что Маломожейковский храм можно назвать близким родственником сынковичской святыни. А вот дата постройки костела Иоанна Крестителя в Камаях определяется более точно: 1603 — 1606 годы. Таким образом, в Камаях — один из наиболее поздних укрепленных храмов на территории Беларуси. Неудивительно, что он сочетает в себе архитектурные стили готики, ренессанса и барокко.
Ягайло, Кейстут, Витовт, Ольгерд… Имена легендарных князей ВКЛ звучат в истории Сынковичской церкви. Считается, что храм был освящен в присутствии великого князя литовского Витовта в 1407 году.
Сынковичи. Оборонительный храм XV в. (1920-е годы).
Ступени в вечность
Площадь помещений Сынковичского и Маломожейковского храмов небольшая: в первом случае — 17,5х13 метров, во втором — 15х13,5 метра. Камайский костел значительно больше. Поражает толщина стен Сынковичского храма — 1,5 метра, Маломожейковского — до 2 метров! Известно, что главный вход в Маломожейковский храм защищали тяжелые входные ворота и железная решетка, опускавшаяся на цепях из ниши в стене. Железную герсу (решетку) уничтожили в 1817 году. Высокие двускатные крыши придают обоим строениям стройность и легкость. Но главное — башни! Их ставили по углам основного строения. Четыре Сынковичские башни различаются архитектурной формой и размерами: две западные стоят на квадратных фундаментах, их верхняя часть — восьмигранник, две восточные — круглые. Башни Маломожейковского храма и Камайского костела все цилиндрические. Отдельная история — узкие башенные лестницы. По ним поднимались защитники к башенным бойницам, чтобы отражать натиск врага: верхние ярусы башен позволяли вести огонь по нападавшим на дальнее расстояние. Бойницы имели практическое военное значение и служили целям обороны, но также являлись архитектурным украшением строений. Исторический документ под названием «Акт визитации Сынковичского храма за 1760 г.» свидетельствует о наличии посередине крыши еще башнеобразного купола с железным крестом, который в 1891 году в ходе ремонта и реконструкции был разрушен. Тогда же рядом с церковью построили отдельно стоящую колокольню, которая, правда, стилистически не сообразуется с древним храмом.
Надо сказать, войны в биографиях белорусских храмов-крепостей отмечены далеко не символической строкой: жестокие вражеские навалы обрушивались всей своей разрушительной реальностью. Например, в 1706 году во время Северной войны войска шведского короля Карла XII бомбардировали Маломожейковскую церковь из орудий — на внешних стенах долго оставались заметными следы от снарядов. Не обошла та война и Камайский костел. Как историческое свидетельство тому — вмурованные в середине XVII века в стены храма ядра от шведских пушек.
В XV — XVII веках на территории Беларуси церкви, костелы, кальвинистские соборы, монастыри и синагоги стали приобретать черты и элементы оборонительных сооружений.
Скрибовцы. Оборонительный (Маломожейковский) храм ХVI в. (1930-е годы).
Живая магия прошлого
Завораживающе выглядят рисунки и старые фотографии древних храмов-крепостей, словно кадры из еще черно-белых кинофильмов, увлекательные сюжеты которых полны тайн, загадок и приключений. Сынковичский храм фотографировал Ян Булгак в 1930-х годах, рисовали белорусские краеведы и художники В.Грязнов, Наполеон Орда, Язеп Дроздович, изучали исследователи архитектуры А.Шишка-Богуш, М.Соколовский, Я.Зубржицкий. Важная особенность этих уникальных исторических объектов и в том, что проектировали и строили их местные мастера, сумевшие не только талантливо поддержать общие европейские традиции оборонного и замкового зодчества, использовать русско-византийские элементы, но и творчески переосмыслить, соединить эти направления Запада и Востока, тем самым создав свой стиль белорусской готики, узнаваемый и по-настоящему высокохудожественный. Все три храма, которые вы сегодня видите на старинных почтовых открытках и фотографиях, яркое тому подтверждение: эти памятники, безусловно, связывает общий целевой замысел и архитектурно-художественное воплощение. В туристических проспектах, описывающих маршруты по Беларуси, древние храмы-воины отмечены грифом «Увидеть обязательно». И чем больше времени проходит, тем сильнее притягивают они своей неповторимой магией, круто замешанной на величии и романтическом очаровании одновременно, магией, за которой стоит правда жизни.
likchodedov@mail.ru
pisma@sb.by
Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.