Первые дни работы 28-й Минской международной книжной выставки-ярмарки показали: стремительный переход на цифру не потеснил читательский интерес к печатному слову. Яркие, запоминающиеся стенды, роскошные издания, десятки интереснейших мероприятий, посетители разного возраста и социального статуса — все это еще одно подтверждение тому, что, несмотря на вызовы времени, даже такие серьезные, как коронавирус, книга по-прежнему желанный друг в наших домах.
![](/upload/iblock/e98/e98e1f055277992b51cba9eed95c4ebb.jpg)
Как изменились читательские предпочтения, готов ли к этому оказался книжный бизнес и как на него повлияла пандемия? Ситуацию изучил корреспондент «Р».
Тиражи стремятся вверх
Разбираться в сути дела начинаем с первоисточников — белорусских издательств, ежегодно радующих читателей книжными новинками. Лариса Языкович, главный редактор издательства «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки», отмечает, что провальным прошлый год не стал, несмотря на опасения, связанные с пандемией и некоторым снижением спроса на книги:
— Многие новинки раскупили за полгода. Так что книга по-прежнему актуальна.
С этим мнением солидарна и директор этого же издательства Ольга Ванина. По ее словам, тиражи и количество новинок в 2020 году оказались выше, чем в 2019-м. Пандемия повлияла на каналы потребления и распространения литературы: стало меньше возможностей проводить встречи с читателями. Зато увеличились продажи через интернет-магазины.
![](/upload/iblock/b1a/b1a3156a4d015aa50d29fd5e56d94a3a.jpg)
— Вся литература, которую мы издаем, востребована, — утверждает Ольга Ванина. — При выпуске той или иной книги мы грамотно рассчитываем тираж, чтобы она действительно была выкуплена, а не лежала на складе.
Издательство продолжает работать над основательными проектами и многотомными энциклопедиями, которые выпускаются в течение нескольких лет. В этом году планируется выход томов, подготовленных совместно с коллективами Национальной академии наук. Например, свет увидит книга под рабочим названием «Живые памятники», в которой описаны уникальные деревья, расположенные по всей Беларуси, и исторические события, связанные с ними.
В топе — история страны
![](/upload/iblock/f4b/f4b8a74e6cf13d7b59702617c307f3b3.jpg)
В проверенном направлении движется и издательство «Мастацкая лiтаратура»: как всегда, издает новые книги, знакомит читателей с произведениями белорусских авторов. Главный редактор издательства Виктор Шнип подтверждает: личных контактов с читателем стало меньше. Некоторой компенсацией является интернет: сайт, онлайн-встречи, презентации новых книг через СМИ помогают получать ответную связь.
— В условиях коронавируса все чего-то опасаются, но эти опасения исчезают благодаря желанию прочитать что-то новое, — делится наблюдениями Виктор Шнип. — Жизнь не остановилась, читательский спрос остался на прежнем уровне. Люди без культуры и чтения книг долго не проживут. Это духовный хлеб, который нужен не меньше того, что пекут из муки.
По словам моего собеседника, сегодня людей в первую очередь интересует история нашей страны. И документалистика, и художественные произведения, по которым легче запоминать ход событий. Ведь история Беларуси не менее интересна, чем других государств, она тоже богата на разные события: белорусы всегда любили путешествовать, участвовали в важных исторических событиях, много сделали для других стран.
А вот спрос на поэзию упал, хотя ее читатель никуда не исчез. Виктор Шнип объясняет это тем, что в недавнем прошлом поэты издавали книги без редактуры за личные средства. Человек, ранее нигде не публиковавший свои стихи, выпускал книжку и мнил себя поэтом. А взыскательный читатель покупал ее и разочаровывался.
Хорошо раскупаются книги, адресованные юным читателям. Авторы не успевают писать для детей что-то новое. Понимая это, издательство переиздает признанную классику.
Внимание к национальному контенту
По словам директора издательства «Беларусь» Сергея Пешина, читательский спрос немного снизился, но больших проблем для издательского бизнеса нет.
![](/upload/iblock/4ff/4ffca1e0e952a65d49ddd6ecd0b7498f.jpg)
Общая направленность издательства «Беларусь» — выпуск книг о культуре, истории и искусстве, то есть выпуск научно-популярной литературы. Последние годы значительное внимание уделялось путеводителям, фотоальбомам. Из-за пандемии и закрытия границ спрос на туристическую литературу уменьшился, тиражи упали. Таких изданий сейчас выпускают меньше. Их сменила социально-политическая литература, направленная на разъяснение разных точек зрения жизни нашего общества, и более фундаментальные издания.
— Мы концентрируемся на белорусском национальном контенте, потому что конкурировать на рынке переводной литературы и классики при российских предложениях не получится, там все заполнено, — рассказывает Сергей Пешин. — В России объемнее тиражи, соответственно цена более конкурентоспособна. Нам к ним тяжелее пробиться. Мы это понимаем, ищем другие варианты развития бизнеса. Одним из таких является заказная литература. Например, к 30-летию чернобыльской катастрофы выпускали книгу «Чернобыль. Хроника мужества».
Двадцать книг в одни руки
Узнать, каково положение дел у хранителей тысяч фолиантов, мы приезжаем в Минскую областную библиотеку имени Пушкина. Здесь подтверждают: читать меньше не стали.
— Приходят реже, но берут больше, — делится заведующая отделом абонемента библиотеки Вероника Анацко. — В связи с пандемией мы решили выдавать больше книг за одно посещение. Если раньше лимит был шесть книг, то сейчас количество не ограничено.
![](/upload/iblock/1a5/1a5708e434179fd17d48f3f5835a1ac1.jpg)
По словам библиотекаря, теперь люди сразу берут до 20 книг. И если человек не успевает до дедлайна сдать книгу (томики выдают на 30 дней), то продлить абонемент можно по телефонному звонку. Раньше нужно было приходить и продлевать лично.
— По сути, спрос на книги не изменился, — рассказывает Вероника. — У нас хороший книжный фонд, с постоянными поступлениями. Читатели, как правило, хотят новые книги. Классику берут меньше, хоть и спрашивают, в особенности молодежь. Также девушки и парни интересуются психологией и философией. Люди пожилые приходят либо за легкими книгами для отдыха, либо, наоборот, за чем-то серьезным. Все посетители любят новинки белорусских авторов и томики, оформленные необычным образом.
Ярмарок краски
А что сейчас на книжных ярмарках? Ночная еженедельная выставка на манеже легкоатлетического комплекса «Динамо», существующая уже 26 лет, в прошлом году впервые за свою историю на полгода прекратила деятельность.— С апреля по сентябрь мы не работали, за это время продавцы успели найти другие места и не вернулись, — рассказывает администратор ночной книжной ярмарки Ольга Кучинская. — Арендаторов стало на 40 процентов меньше. На данный момент занято только 113 мест, хотя до апреля их было около 170. Сейчас постоянные клиенты приезжают, но видят, что ярмарка полупустая, и ищут другие пути покупки. Ведь интерес к книгам никуда не делся.
Продавец постоянной ярмарки «Мир книг», базирующейся в торговом центре «Столица», Марина Драгун не считает 2020 год особенно сложным. Были незначительные проблемы с поставками из-за закрытых границ, но недлительные.
![](/upload/iblock/fda/fda67fa2b4286c7b4521606db1339f90.jpg)
Марина Драгун продает книги шесть лет, до этого работала в библиотеке:
— Постоянные клиенты отслеживают все книжные новинки, приходят регулярно. Каждый четвертый-пятый покупатель заглядывает без определенной цели и спрашивает, что почитать: рассказывает о своем настроении, насущных проблемах и просит совета. Многие воспринимают книгу как лекарство, чтобы отвлечься или разобраться в каком-то вопросе. Кто-то за одной книгой забегает, а кто-то и с целым пакетом уходит.
По наблюдениям Марины, запросы разные — от современной прозы до белорусских авторов. Из последних самые востребованные — Короткевич и Быков. Меньше покупают дорогие книги и коллекционные издания. Раньше за хорошую книгу с мелованными страницами в большом формате готовы были отдать большие деньги. А сейчас востребованы бюджетные издания.
![](/upload/iblock/a57/a5791f0b501f81a147debcc10e77f886.jpg)
Покупка по любой цене
Главный книжный ретейлер страны сеть магазинов «Белкнига» во время пандемии привлекала покупателей выгодными предложениями, постоянным обновлением ассортимента и оперативной работой интернет-магазина.— Мы заметили снижение посещаемости только в категории пожилых покупателей, молодежь и люди среднего возраста остались, даже стали ходить больше, — замечает ведущий товаровед книжного магазина «Светоч» Виктория Кецко. — Наплывы покупателей, как правило, в преддверии праздников и в выходные. В субботу и воскресенье выручка увеличивается в три раза. Сеть «Белкниги» широкая, в каждом районе есть филиал в шаговой доступности. Поэтому люди постарше пользовались справкой «Белкниги», узнавали, где ближайший магазин, и шли туда.
![](/upload/iblock/c47/c470889b57392a7b73e83278429fed45.jpg)
Если до прихода коронавируса магазин проводил презентации, то с наступлением пандемии изменился их формат: онлайн-встречи снимали и выкладывали ролики в сети. Проходили и выставки от белорусских издательств на территории филиалов «Белкниги».
Ведущий товаровед акцентирует внимание на том, что в последнее время пользуется спросом белорусскоязычная литература:
— Сегодня мы видим много переизданий Короткевича, Мележа, Шамякина и других белорусских авторов. Много новинок, в том числе сказок и детской литературы, на белорусском. Читателей подкупают хорошие иллюстрации, бумага, качество печати. За этими книгами приходят и заранее оставляют заказы, если издательство анонсирует новинку до поступления в продажу.
Сказать, что какой-то жанр утратил популярность, специалист не берется.
Цены в магазине — на любой кошелек. Например, на классику скидки доходят до 50—60 процентов. Не многие торговые точки в центре Минска могут позволить такие скидки. И благодаря этому заметна тенденция роста покупок. По мнению ведущего товароведа, офлайн-магазины привлекают много людей, потому что мы привыкли к бумажным книгам, следим за новинками и тенденциями. Хотя и интернет-заказы с доставкой на дом пользуются популярностью. Благодаря пандемии увеличился спрос на заказы по почте. В прошлом году «Белкнига» отправляла посылки с книгами даже в Канаду.
Так что, изучив ситуацию на книжном рынке, для себя я сделал вывод: шуршащие страницы ничто не заменит, бумажные книги по-прежнему востребованы и любимы. Читали, читаем и будем читать!
grudnitskiy@sb.by