В Минске незрячим предлагают прогуляться по ботаническому саду и проехаться на велосипеде

Мы станем твоими глазами

Прогуляться по Центральному ботаническому саду в Минске с закрытыми глазами и не заблудиться... Сегодня это возможно. Недавно здесь появилась инклюзивная тропа для незрячих — совместный проект ботанического сада, товарищества «Зеленая сеть», а также эстонской организации Peipsi при поддержке МИД Эстонии. Организаторы не скрывают: хоть протяженность маршрута и небольшая, нюансов пришлось учесть массу.



Уже на входе расположены две карты. Обычную посетители изучают глазами. Тактильную — на ощупь. Так и незрячие могут представить себе территорию.

— Сад рододендронов, кустарники, центральная аллея... — считывает информацию кончиками пальцев Елена Кожайкина. Она здесь бывала и раньше, с сопровождающими. А недавно впервые прошла по специально разработанному маршруту самостоятельно. Говорит, очень важно иметь возможность делать что–то, ни от кого при этом не завися.



Но общая карта лишь знакомит со структурой сада. А вот непосредственно ориентироваться в пространстве незрячим помогает портативная схема инклюзивной тропы. Ее вместе с информационной брошюрой на языке Брайля выдают при предъявлении на кассе удостоверения инвалида по зрению. Также по пути маршрута размещены локальные тактильные схемы. До первой — несколько десятков шагов.

— Если возьмем левее, попадем к тактильным грядкам, — ориентируясь на схему, указывает направление движения Светлана Маленок. У девушки минимальный остаток зрения, но она говорит, что использует его по максимуму. Окончила университет культуры, а недавно задумалась об открытии собственного ивент–агентства. К слову, и в работе по созданию инклюзивной тропы тоже принимала активное участие. — Совсем скоро здесь появится настоящий ароматический сад: пряные травы и цветы, которые можно будет понюхать и потрогать.



Всего же в ботаническом саду уже 7 таких локальных схем, которые помогут незрячим точно определить, где они находятся и куда двигаться дальше. В помощь и навигационная программа для мобильных телефонов, в которую также внесен маршрут инклюзивной тропы. А еще гулять по саду можно с аудиогидом. Хоть и кажется, что все просто, организаторы выстраивали этот маршрут около двух месяцев. Тестировали, дорабатывали, старались учесть все возможные нюансы, скажем, наличие высоких бортиков, многочисленные развилки, низко свисающие ветви... Ведь неприятным сюрпризом может стать даже шланг для полива растений, оставленный на дорожке. Кто–то скажет: «Зачем все это? Незрячие все равно не смогут оценить все разнообразие коллекций ботанического сада!»

— Несмотря на то что мы не видим, не стоит думать, будто нам здесь неинтересно, — парирует Светлана. — Просто в отличие от зрячих, которые больше внимания уделяют визуальному восприятию, мы получаем информацию по–другому: через запахи, описания, тактильные ощущения.



Светлана убеждена: не нужно относиться к этому проекту как к узкоспециализированному. Он может быть полезен всем посетителям сада.

КСТАТИ

Инклюзивная тропа — лишь одна из инициатив проекта товарищества «Зеленая сеть», который получил название «Зеленый город для всех». В ближайших планах, например, создание подобного маршрута в сквере «Степановский сад», рядом со школой для незрячих. Главная цель — не только адаптировать парковые зоны Минска для таких людей, но и вывести их самих в публичное пространство.

— Но одно дело — пешие маршруты. Другое — велосипедные... — интригует координатор проекта Елена Хлопцева и приглашает в парк Янки Купалы.

Встречаемся у фонтана, где я сразу замечаю велосипед–тандем — с двумя рулями, сиденьями и парами педалей. Это еще одна часть проекта. Идея в том, что впереди едет зрячий. Здесь это активисты Минского велосипедного общества. Одним из первых новую возможность опробовал 37–летний Артем Попейко, сотрудник Минской областной организации ОО «БелТИЗ». Он потерял зрение в конце 2003–го. Но когда–то любил крутить педали. Так что ему есть с чем сравнивать:



— Поначалу, конечно, страшновато. Не было 100–процентной уверенности в сопровождающем. Сам же я ни за что не отвечаю. За обстановкой на дороге рулевой следит, а сзади сидящий должен только внимательно слушать, что делать, и подстраиваться. Но я быстро адаптировался. Просил даже ехать с большей скоростью. До 30 км в час разгонялись. Приятно было вспомнить уже полузабытое ощущение, когда ветер свистит в ушах.

— А многие незрячие благодаря проекту вообще впервые смогли прокатиться на велосипеде! — делится рулевой Кирилл Кудравец, настраивая сиденье тандема для следующего пассажира.

Что интересно, начинались такие велопрогулки на тандемах из пунктов проката. Организаторы нашли их всего в двух точках Минска: на Боровой и в Лошицком парке. А потом кинули клич на платформе «Улей» и буквально за 12 часов собрали деньги на покупку собственного, что позволило осваивать велодорожки и в других районах столицы. Впрочем, Кирилл отмечает: это не просто поездки по городу. Рулевые стараются наполнить их содержанием, провести полноценные велоэкскурсии. Рассказывают, что происходит вокруг, вплоть до того, как красиво в воде отражаются деревья в бликах солнца. А еще планируется бесплатно предоставлять тандем тем, кто захочет самостоятельно покатать своих друзей и близких с инвалидностью по зрению.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter