«Мы создаем национальный спектакль»: 11 июля на сцену Большого театра вернется «Дикая охота короля Стаха»

Это совершенно новая постановка, над которой сейчас работает режиссер Анна Моторная, дирижер Андрей Иванов, художник Андрей Меренков и балетмейстер Ольга Костель.


Старый спектакль Вячеслава Цюпы, который 30 лет назад был удостоен одной из последних государственных премий БССР, тихо ушел в небытие. Для молодого поколения это уже легенда, которую передают из уст в уста. Неважно, что в Минске никогда не было конной милиции, но даже артисты верят, что она охраняла вход в Большой театр в славный день премьеры 6 апреля 1989 года. 

Легенда вдруг ожила и взмахнула крыльями в карантинные майские дни 2020 года, когда Белтелерадиокомпания в рамках проекта #ЗОЛОТОЙФОНДБТ выложила запись спектакля в открытый доступ.

Тогда же вдруг заговорили о том, что еще в 2018 году «Белорусская капелла» закончила (в соответствии с волей наследников погибшего в 1997 году композитора Владимира Солтана) восстановление оригинального авторского клавира. 

Новая постановка «Дикой охоты короля Стаха» изначально планировалась к 90-летию со дня рождения Владимира Короткевича, которое отмечалось 26 ноября 2020 года. Но по понятным причинам сроки сдвинулись. На постановке «Фауста» сложилась новая творческая команда. 

– Свою первую работу, оперу «Фауст», Анна Дмитриевна Моторная делала как приглашенный режиссер, а с 1 февраля этого года она работает в нашем театре в должности режиссера-постановщика, – поясняет генеральный директор Александр Евгеньевич Петрович.


Поначалу были сомнения, что театр справится с этой огромной работой до конца сезона. Ни на собрании коллектива 24 августа, ни в новогоднем поздравлении, ни даже на худсовете 31 января, утвердившем постановочную концепцию, о конкретных датах речь не шла. Говорилось даже о возможности провести премьеру осенью, в начале сезона.

И вот теперь мы точно знаем, когда оно будет. А как – мы увидим своими глазами в последние вечера уходящего сезона.

– Для меня большая честь, что руководство театра предложило мне постановку «Дикой охоты короля Стаха», – говорит режиссер Анна Моторная. – Эта опера ставится всего лишь второй раз в своей истории. Сравните с операми Моцарта, которые после его смерти ставились бесчисленное количество раз. Мы создаем национальный спектакль. Спектакль, которым должна гордиться Беларусь, ибо все авторы, которые имеют к нему отношение – композитор, либреттист, автор первоисточника, – заслуживают быть знаменитыми.

Анна Дмитриевна много раз произносит слово «родной» – именно таким, по ее мысли, должен стать этот спектакль для Беларуси:

– Над спектаклем увлеченно работают все, начиная от реквизитора и заканчивая артистами, которые самым скрупулезным образом сейчас вслушиваются, вдумываются и вгрызаются в этот материал. Ибо практически все артисты, за исключением одного-двух персонажей, это совершенно новые люди. 
 

Репетиционный процесс пока протекает в глубокой тайне. Сколько я ни искала — ни в одну социальную сеть не просочилась ни одна фотография. Но известно, что в спектакле будут максимально задействованы уникальные возможности сцены Большого театра, что круг персонажей также будет расширен и на сцене будет живая лошадь.

– Мы хотели создать спектакль, чтобы в нем была атмосфера и ментальность Беларуси, некая неуловимая мистика, которую прописал в своей повести Короткевич, – признается Анна Моторная. – Чтобы даже случайный гость, никогда не бывавший в Беларуси, посмотрел наш спектакль и понял что-то важное о нас. Беларусь – это место, где живет колоссальное количество многообразия – дум, идей, людей, вероисповеданий. Место, которое соединяет, и из этого рождается что-то такое нежное, мистическое, не до конца понимаемое. 

На худсовете было озвучено слово «реконструкция», но Анна Дмитриевна очень просит не понимать его буквально.

– Мы не собираемся восстанавливать старый спектакль. Тридцать лет спустя это невозможно и не нужно. Речь идет о реконструкции исторической, духовной. О реконструкции человеческой души. Самое главное, мы взяли партитуру, которая написана композитором, и вернули все, что было вычеркнуто. Вдова композитора совершенно случайным образом предложила нам первоисточник – арии главных персонажей, написанные в 1987 году, за два года до премьеры. 

Как впишутся в ткань спектакля эти находки и что вообще из этого получится, мы узнаем через три месяца. 

– Я не буду говорить о финальном результате, – улыбается Анна Моторная. – Бесполезно сейчас об этом рассуждать. Но очень хотелось бы гордиться, что такая опера у нас есть! 

Фото Татьяны Матусевич, Большой театр Беларуси
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter