9 августа в Национальной библиотеке состоялось очередное заседание Штаба патриотических сил. Хотя определение «очередное» в данном случае будет не совсем корректным. Ведущие политические партии и общественные объединения нашей страны договорились об общих принципах осуществления политической деятельности. И это знаковое событие.
Изменения на пользу
Беларусь вступает в весьма ответственный период. Полгода остается до дня выборов в Национальное собрание и местные Советы. Затем будет сформировано Всебелорусское народное собрание, а в 2025 году предстоят президентские выборы. Недавно вопросы электоральных кампаний обсуждались на встрече Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко с председателем Совета Республики Натальей Кочановой и Главой Администрации Президента Игорем Сергеенко. Сейчас предстоящие выборы стали предметом обсуждения представителей политических партий и гражданского общества. Это верный признак нарастающей динамики политического процесса.За прошедшие три года общественная жизнь страны претерпела существенные изменения. Попытка государственного переворота, сорванная патриотическими силами в 2020 году, многому нас научила.
Мы стали более уверенно и последовательно выстраивать отечественную модель государственного устройства, опираясь на собственное понимание народовластия, а не копируя западные образчики их псевдодемократии.И уже сейчас можно определить устойчивые тенденции этого процесса.
Опора на право и партийное оздоровление
Во-первых, опора на право.Любые изменения в Беларуси проходят в соответствии с законодательством. Не будет преувеличением сказать, что никогда ранее юридическое сообщество нашей страны не пользовалось таким влиянием.Будь то совершенствование политической системы или же регламентация деятельности учреждений культуры, не говоря уже о нормах хозяйствования, все делается с опорой на букву закона. Ярким свидетельством тому стал прошлогодний референдум об утверждении новой редакции Конституции, а дальше последовала целая череда законов, в том числе о Всебелорусском народном собрании, гражданском обществе, политических партиях.
Во-вторых, выстраивание самобытной системы народно-представительской власти. Сюда можно отнести и широкое обсуждение любых поправок в законодательство, и работу с обращением граждан, которая далеко превосходит границы привычного общения представителей власти с обычными людьми. Сейчас конституционный статус получило Всебелорусское народное собрание как высший орган народного представительства.
В-третьих, идет оздоровление партийной жизни. Точнее, ее возрождение на новых конституционных основах. Раньше формально существовало 15 политических партий. Но большинство из них представляли собой бумажные образования, созданные под амбиции собственных лидеров. Хотя дело обстояло не так уж безобидно. Те из них, что сделали ставку на антигосударственную деятельность, получали щедрое финансирование из-за рубежа.
Официально зарегистрированная политическая структура представляла собой большой интерес для сил, которые хотели добиться политических перемен в свою пользу. Речь шла о прямой угрозе национальной безопасности. Сейчас перерегистрацию прошли четыре партии: Белорусская партия «Белая Русь», Либерально-демократическая партия Беларуси, Коммунистическая партия Беларуси и Республиканская партия труда и справедливости.
Различия в идеологических программах у них достаточно существенные, но все вместе они сходятся в главном: признают действующую Конституцию, достижения президентства Александра Лукашенко, государственную символику и геополитический выбор белорусского народа.Собственно, это и отражено в декларации, принятой 9 августа. Такую практику организации политической жизни следует признать вполне цивилизованной. В большинстве стран мира с устойчивым государственным строем ведущие политические силы стоят на общем идейно-политическом базисе, вступая в ожесточенные дискуссии по поводу тех или иных деталей.
Общество демонстрирует зрелость
В-четвертых, белорусское гражданское общество не просто сформировалось, а все больше демонстрирует свою политическую зрелость. Это раньше западные доброхоты щедро поддерживали разного рода «гражданские инициативы», за которыми скрывалась откровенно деструктивная деятельность. Казалось даже, что само понятие «гражданское общество» дискредитировано. Но у белорусов хватило мудрости вместе с грязной водой не выплеснуть и ребенка.Ведь идея гражданского общества благородна в своей первоначальной основе. Сейчас это доказывают своими конкретными делами «Белая Русь» и Белорусский союз женщин, профсоюзы и БРСМ, ветеранская организация. А еще появляются и новые структуры, скажем «Патриоты Беларуси».Это полностью опровергает тезис критиков белорусского пути общественного развития о том, что у нас якобы все зажато и любая инициатива подавляется. Наоборот, именно в наши дни мы наблюдаем резкую активизацию общественной жизни, основанной на патриотическом консенсусе.
В-пятых, идет вдумчивое перераспределение полномочий между различными ветвями власти, а также между центром и регионами. Без излишней революционности и шумихи.
Институт президентской власти сохранен как стержень всего государственного здания. Но при этом ограничены законодательные и некоторые иные полномочия Главы государства.А вот роль и ответственность Парламента возросли. Местные Советы и исполкомы получили гораздо больше власти при решении актуальных вопросов жизни в областях, районах, городах, на селе. И весь политический строй сбалансирован тем же Всебелорусским народным собранием.
Наша повестка дня
Не следует забывать и о том, что средства массовой информации также являются политическим институтом. Социологические опросы подтверждают, что отечественные СМИ серьезно прибавили за последнее время и пользуются устойчивым доверием граждан. У нас появились лидеры общественного мнения, к которым прислушиваются люди.Более того, они стали узнаваемы и за рубежом. Белорусское телевидение, радио, газеты, новые медиа активно формируют национальную повестку дня. И это тоже достигнуто благодаря оздоровлению информационного поля после 2020 года. Заслуженно статус экстремистских получили те пропагандистские рупоры, которые на зарубежные гранты годами отравляли общественную атмосферу. Они вышвырнуты из Беларуси. И поделом!
Опыт современного государственного строительства привлекает все большее внимание и за рубежом. Даже американские и европейские эксперты, публично критикуя нашу политическую практику, на самом деле строчат аналитические записки, в которых детально разбирают причины устойчивости отечественного конституционного устройства.Что уж говорить о наших друзьях из России, Китая, других стран. Мы даже видим, как порой они копируют белорусский опыт. Впрочем, это уже тема для другой статьи. А пока просто подведем предварительный итог: в новый политический цикл мы вступаем с существенно окрепшими общественными институтами. И процесс совершенствования национальной политической модели далеко не завершен.
Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.