Олимпийский чемпион Андрей Барбашинский — о спорте, политике и уроках 2020‑го

«Мы мирные толерантные люди, но, если кто‑то сунется, получит по зубам. Так и напишите!»

Человек-зажигалка. Человек-душа. Человек-праздник. Человек-кремень. Человек-плечо. Барбашинский — спортивный функционер — курирует в Белорусской федерации гандбола детско-юношеское направление. Барбашинский-бизнесмен много лет назад занял свою нишу и дал работу более чем 200 человекам. А Барбашинский-меценат дарит школам и детским садам компьютеры и терапевтические матрасы собственного производства. И еще один штрих к портрету олимпийского чемпиона. При каждом удобном случае Андрей Станиславович спешит в родные Ошмяны. Там и встретились с ним наши корреспонденты.


...Идем по городу. И с первой же минуты создается устойчивое впечатление: Барбашинского здесь знают все от мала до велика. Встречные улыбаются и приветливо кивают всегда позитивно настроенному двухметровому богатырю: «Здравствуйте, Андрей Станиславович!» или «Здорово, Андрюха!»

— Андрей Станиславович, наша рубрика называется «Сделал для Родины!». Вы почетный гражданин Ошмян. У многих небольшой городок ассоциируется именно с вашим именем.

— Героем себя не считаю, но на всех поприщах старался сделать так, чтобы прославить Родину — большую и малую. Я очень люблю Ошмяны и искренне считаю их лучшими в мире. Знаете, уехал в Минск еще в середине 1980‑х, а тянет сюда как магнитом. Здесь мама, ей 78 лет, здесь одноклассники и друзья детства. И теперь воспоминания нахлынули бурной волной. Сейчас отведу в дворик на Борунской, где я родился и жил первые несколько лет. Видите этот колоритный домик? Окно моей комнаты, рядом был продуктовый магазин. Ночью на конной подводе привозили свежий горячий хлеб. Никакие заморские деликатесы не сравнятся с тем ароматным кирпичиком. До сих пор помню его запах…

— Вы, как всегда, очень эмоциональны. Согласны, что большинство жизненных постулатов закладывается в детстве?

— Еще мой первый тренер Виктор Ромулевич постоянно повторял: «Надо не только брать — в первую очередь отдавать». Отдавать Родине свое мастерство, талант и трудолюбие. Ведь страна тебя растила, учила и лечила. А то у нас многие, извините, гундосят направо и налево: а что мне дало государство? А я сразу же встречный вопрос: а что ты сделал для родной Беларуси? Родина, можно сказать, дала тебе кредит, который ты должен со временем отдать, поэтому каждый должен приложить все свои таланты, силы и умения, чтобы страна развивалась и процветала.

Андрей Барбашинский с сыном Захаром и супругой Ириной.

— Август 2020‑го стал для вас неожиданностью?

— Да. Мы проморгали момент, когда определенные силы грамотно, признаем это, раскачали в первую очередь молодежь. Расслабились и получили мощный удар под дых!
К счастью, созидательных сил было значительно больше и мы победили, отстояли Беларусь. А если бы у нас не оказалось такого решительного лидера, как Александр Лукашенко?! О суверенитете и независимости уже можно было забыть, разорвали бы страну на куски.
И теперь, извините, сбрендившие соседи норовят сунуть свой нос в наши дела. Если понадобится, я готов взять в руки автомат и стать рядом плечом к плечу с Президентом. Мы мирные толерантные люди, но, если кто-то сунется, получит по зубам. Так и напишите!

И еще. Один не самый умный человек заявил, что наш Президент опирается на чиновников и силовиков. Бред! Попробуйте в деревнях сказать что-то негативное про Батьку — можете и в лоб запросто получить! И интеллигенция, другие слои населения консолидировались. Я, к слову, и мои близкие поддерживали Александра Григорьевича всегда, за что подвергались жесточайшей травле со стороны лжеоппозиционеров. Специально говорю «лжеоппозиционеров», потому что настоящая оппозиция должна нести конструктив, а не оголтелое «Долой! Разрушим! Свергнем!». А у нас профессиональные «оппы» по 20 лет нигде не работают, а кормятся западными грантами. Уже мозги у некоторых из них атрофировались, а туда же... Пусть внимательно почитают Послание Президента. Там все сказано! Все четко разложено по полочкам.

— Вас не единожды призывали сменить гражданство…

— Было такое. Первый раз в 1992 году, когда мы только прилетели из олимпийской Барселоны с золотыми медалями. Прямо в аэропорту. Звали в Россию. Потом это повторялось в Германии, Венгрии, Испании... Однако посулы и обещания золотых рек с кисельными берегами меня не заманили. Ведь одно дело играть за зарубежный клуб и совсем другое — сменить Родину. А я считаю, что Родину, как и маму, не меняют.

— Сколько раз вы как директор компании «Белабеддинг» помогали детским садам и интернатам?

— Добрые дела не любят публичности. И статистики тоже! Я могу вам ответить, сколько мячей забросил, когда стал чемпионом ХХV Олимпийских игр в Барселоне в 1992‑м, в каком году был призером первенства СССР или чемпионом мира среди юниоров. А помощь деткам — это другое.

— Беседуя с олимпийским чемпионом, нельзя не затронуть тему допуска белорусских спортсменов к международным стартам…

— 31 марта я был в зале и внимательно слушал Президента. Александр Григорьевич знает спорт изнутри и, конечно же, не мог пройти мимо более чем странного решения МОК. «Такой спорт нам не нужен. Никакой это уже не спорт. Это направление политики, и даже не политики — это уже направление войны» — точнее, чем наш лидер, и не скажешь!
Когда я был спортсменом, побеждали действительно сильнейшие. А теперь непонятные люди с Запада диктуют нам, как соревноваться: с флагом либо без. Театр абсурда!
У нас выстроена четкая система развития спорта, прекрасно работают ДЮСШ. Многие виды спорта закреплены за конкретными ведомствами. И почему, скажем, динамовцам нельзя участвовать в Олимпиадах? В то же время западным атлетам-военным дорога на крупнейшие мировые соревнования открыта. У меня в рюкзаке всегда лежит Олимпийская хартия, которую я выучил назубок. И там ровным счетом ничего не говорится про отстранение спортсменов.

Матч юношеских команд в рамках турнира на призы олимпийского чемпиона Андрея Барбашинского.

И еще о двойных стандартах. Вот, к примеру, в Норвегии, Швеции, Финляндии чуть ли не половина биатлонистов и лыжников (якобы астматики) используют медпрепараты не для лечения и медали гребут лопатой. Китай как-то раз запретил норвежцам ввозить эти препараты — результаты тут же пошли вниз.

Глобальный вопрос: что делать? Смещать соревновательный вектор на Восток и ждать, что горячие головы из МОК все же образумятся, а дискриминация по национальному признаку будет забыта как дурной сон.

— Мы в шикарном, не побоюсь этого слова, здании Ошмянской ДЮСШ имени А. С. Барбашинского во время проведения девятого международного турнира на призы олимпийского чемпиона А. С. Барбашинского. Как ощущения?

— К этому невозможно привыкнуть. Каждый раз, когда поднимаюсь по ступенькам и вижу на барельефе свою фамилию, по спине бегут мурашки. Вот сейчас с удовольствием наблюдаю, как мальчишки играют в светлом просторном зале. Современные раздевалки, качественное питание, новенькая с иголочки форма… Короче, занимайся и радуйся! В мое время было по-другому. Играли в крохотном зале, вернее, зальчике пять на пять метров. Тесный, душный, в полуподвальном помещении. Поднимаешь голову, а там ноги, ноги, ноги… Ходят по своим делам, задорно смеются люди. Ты же пашешь как проклятый.

В любом случае чтобы чего-то существенного достичь, надо десятки литров пота пролить на тренировках.
Условия условиями, однако нельзя стать чемпионом, просто вытянув счастливый билетик. Это не какое-то везение, а тяжелейший многолетний труд. Получаю огромное удовольствие от общения с юными гандболистами. А они смотрят на меня, 53‑летнего седого дядьку, и понимают: даже в крохотном городке можно стать олимпийским чемпионом, если поставить себе цель и упрямо идти к ней.
kozyrev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter