Что услышали и поняли во время открытого урока, проведенного Президентом, его участники

Мы и время

Участники открытого урока у Президента — о впечатлениях и эмоциях 

Уникальный открытый урок «Историческая память — дорога в будущее!», состоявшийся в День знаний, разбил множество шаблонов и стереотипов, но доказал главное: суверенитет и историческое прошлое Беларуси незыблемы, а диалог поколений в нашей стране — не пустой звук. Участники не имевшего аналогов в истории страны мероприятия — о своих впечатлениях и эмоциях.

В зале Дворца Республики.
Фото  БЕЛТА

Наши ценности

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, 
член-корреспондент НАН, доктор исторических наук, профессор:

— Это была отличная форма, которую нужно практиковать и впредь. ­Президент продемонстрировал уважение белорусского государства к истории страны, выразительно акцентировав важность белорусской государственности в прошлом и в настоящем — и ее перспективы в будущем. Примечательно, что это была коммуникация на уровне различных поколений. Не будет преувеличением сказать, что такой формат урока — когда его смогли смотреть без купюр и в режиме реального времени абсолютно все, даже весь мир, — имеет особое значение.
Тем самым мы декларируем определенные ценности, которых придерживаемся, мы четко говорим о том, что никогда не будем ни с кем воевать, что лимит войн и революций для страны исчерпан. С другой стороны, мы акцентируем, что у нас великое прошлое, достойное настоящее — и мы хотим строить наше мирное будущее.
­Президент сломал все стереотипы и акцентированно показал, как он видит все периоды исторического бытия белорусского прошлого. Кроме того, я немного знаю, какие форматы мероприятия предлагали ­Президенту. Но он выбрал антураж традиционного урока по истории: карта страны, указка, текст, журнал, опрос. С точки зрения методики все было безукоризненно. И мне приятно, что нас одинаково учили: все-таки мы учились на одном факультете.
Подчеркну еще раз: было очень тепло, не было барьера. И когда ­Президент говорил со школьниками и студентами, это реально был диалог отца нации со своими детьми.
Федор Повный, протоиерей, клирик Всехсвятской церкви:


— Где наши корни? Мы не без роду и не без племени. История нашего народа имеет больше чем тысячу лет. Мы представляли и представляем собой отдельную ветвь еще более мощной восточнославянской цельности, мы никогда не отделялись, нас не отсаживали и, наоборот, не прививали, мы всегда росли и развивались в объединительных процессах с другими, похожими на нас племенами и народами. В этом наша сила — мы растем только в объединении.
Никогда в истории белорусов идентичность не измерялась по национальным признакам: до революции принцип идентичности был религиозным, а при Советском Союзе — наднациональным. Как только белорусы попробуют отойти от более глобального и глубокого источника национальной идентичности, замкнутся в себе, они перестанут быть белорусами, а станут глобальными людьми с вывеской «белорус».
В учреждениях образования, сплетаясь друг с другом, протекают два процесса: обучение предметным знаниям и воспитание личности. Предметные знания должны оставаться научными. Гуманитарные дисциплины должны учитывать наш менталитет и ценности, наши потребности и помогать в управлении нам, а не кому-то другому. А вот основой воспитания должны стать именно духовные ценности, потому что развитие личности предполагает развитие духа, воли, человечности, добродетели. Это не значит, что в школы вернется религия, нет. Дети приходят из разных семей.
Это должна быть ценностная нравственная база, сформированная тысячелетней историей христианства на Белой Руси, как наша идентичность и как наша сила.
Станислав Юрецкий, заместитель директора по научной работе Института истории НАН:


— Я был рад поучаствовать в таком знаковом мероприятии. Его ход напомнил урок в школе, но мероприятие было гораздо большим по масштабу и темам, которые были обозначены и которые обсуждались. ­Президент правильно и вовремя расставил исторические акценты. Как гражданину и специалисту-историку мне было очень важно и полезно поучаствовать в таком мероприятии и услышать от Главы государства его видение исторических процессов. Были также обозначены те проблемные направления, на которые нам, историкам, нужно будет в ближайшее время обратить внимание. В том числе на отстаивание белорусской составляющей ВКЛ, что это наше государство, на нашей территории и что оно имеет очень большое значение для нашей истории и настоящего. И мне как специалисту было приятно услышать то, что сказал Глава государства, поскольку это все полностью подтверждается и архивными материалами, и нашей официальной историографией. Все, чем мы, ученые, занимаемся, ­Президент рассказал в сжатом виде.
Потому что это был урок для школьников и студентов, для широкой аудитории. Глава государства сумел простым, доступным языком объяснить сложные процессы. Думаю, что все ребята, которые были в зале и по всей стране, слушали, поняли это и восприняли. Хочу также подчеркнуть, что урок был подан очень профессионально с точки зрения преподавания.
Антон Коваленок и Александра Шведова, курсанты Могилевского института МВД:

— Как только мы, вернувшись, переступили порог института, все окружили нас и стали расспрашивать о поездке. Буквально завалили вопросами: какие впечатления от встречи с ­Президентом, что запомнилось больше всего? Хотя ребята и сами смотрели трансляцию, было видно, что поднятые темы их зацепили, они продолжали их обсуждать. Старались всем отвечать подробно, ведь для этого нас двоих и делегировали представлять вуз на открытом уроке, что, кстати, очень почетно, ответственно и волнительно.

Больше всего затронул вопрос, который задал сам Александр Григорьевич: «Чем вы гордитесь в нашей стране?» На него отвечали по-разному, и мы задумались, а что бы сказали мы. Так вот — гордимся нашим белорусским народом, его силой духа, его мужеством, его доблестью, чему в истории есть неоднократное подтверждение.

Запомнился и момент, когда у Главы государства спросили, что для него значит его работа. Он заметил, что это уже его жизнь. И действительно, ­Президент на посту круглосуточно, постоянно в гуще событий, решает вопросы самого высокого уровня. Для нас это вдохновляющий пример трудолюбия и самоотдачи, ведь у милиционеров тоже ненормированный рабочий день. Они на посту и в выходные, и в праздники.
И еще! Это наша первая встреча с Александром ­Лукашенко, и очень хочется верить, что не последняя. От него исходит мощная энергетика, в нем видишь настоящего лидера. Для нас это стимул развиваться, самосовершенствоваться, еще лучше учиться. Зарядились перед новым учебным годом!
За уроком Президента следили и в СШ № 5 г. Смолевичи.
Фото  БЕЛТА

Разговор без запретных тем

Илья Гусаков из средней школы № 17 Витебска имени И. Р. Бумагина:

— День знаний, который встречаешь во Дворце Независимости, точно особенный. Как и сам формат мероприятия, которое запомнится надолго. На уроке от Главы государства я спрашивал о самом актуальном для меня, одиннадцатиклассника: чего ждать от вступительной кампании — 2023? Новшества предполагают, что мы будем проходить испытание уже в виде централизованного экзамена. В принципе, согласен с мнением ­Президента о плюсах и минусах ЦТ. А именно о том, что за «сухими» тестами порой не видно весь объем знаний, потенциал и таланты ученика. Интересно было узнать, как Александр ­Лукашенко сам когда-то сдавал экзамены в высшее учебное заведение.

Одним из самых ярких моментов урока для меня стала дискуссия о том, чем можно и нужно гордиться нам, белорусам. Считаю, Витебской области в этом плане посчастливилось. У нас есть Полоцк — колыбель белорусской государственности, Софийский собор, первопечатник Скорина, Евфросиния Полоцкая и многое другое, что вошло в копилку республиканского и мирового наследия. Еще я, как и вся молодежь, активно интересуюсь гаджетами, поэтому охотно послушал о создании первого отечественного компьютера, в котором скоро должно быть до 30 процентов белорусского. Не отказался бы взять такой ноутбук в руки.

Артем Скоромный, студент Белорусского торгово-экономического университета потребкооперации:


— Открытый урок с участием ­Президента — это прежде всего незабываемое мероприятие. И перед его началом все мы немного волновались. Все же предстояло встретиться с человеком, который навсегда вписал свое имя в историю страны, для которой сделал и продолжает делать очень многое. Но когда появился Александр Григорьевич, все волнения улеглись. Во время общения с ним стало понятно, что наш ­Президент — такой же человек, как и мы. С той лишь разницей, что на нем лежит забота и ответственность за всю страну. И все согласятся, что это очень тяжелая ноша.
Понравилось разнообразие обсуждаемых вопросов — запретных тем в разговоре с Главой государства не было. На каждый из них он отвечал прямо, открыто, местами категорично, но подробно и по существу. Лично я еще раз убедился в том, что Александра Григорьевича волнует то же, что и всех нас: будущее Беларуси, перспективы развития в динамично меняющемся мире.
Карина Хутко, студентка 3‑го курса Борисовского государственного колледжа:


— Неожиданным для меня стало то, что Александр Григорьевич общался с нами на равных. Наверное, каждый волновался перед этим уроком, но эта зажатость быстро прошла в процессе глубокого и очень интересного диалога. И конечно, поднятые темы важны для каждого.
Нам было важно услышать от ­Президента, что на нас, молодом поколении, сохраняется миссия проводника традиций, истории и культуры нашей любимой Беларуси, чтобы способствовать ее дальнейшему процветанию, гордиться тем, что у каждого есть возможность реализовать свой потенциал и быть позитивным во всем.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter