Вопросы образования, воспитания всесторонней гармоничной личности с крепкой гражданской позицией, умеющей думать, анализировать, созидать, всегда волновали общество. Каждое поколение отличается от предыдущего, подстраиваясь под тенденции мировых процессов. Но базовые ценности — такие как любовь к Родине и общечеловеческие — всегда остаются неизменными. Однако неокрепшим умам сегодня так легко оказаться под влиянием тех, кто навязывает иные нормы, искажая картину нашей реальности и будущего. Особенно уязвимой оказалась молодежь. Как противостоять новым вызовам? О роли школы и учителя в День знаний «Р» говорит с членом Совета Республики и директором СШ № 14 г. Молодечно Калиной Капуцкой.
Директор средней школы № 14 г. Молодечно Калина Капуцкая.
— Уже тот факт, что мы занимаем достаточно высокие позиции в мире по индексу уровня образования, говорит о том, что система учреждений — от дошкольных до вузовских — выполняет свои задачи. И школа, конечно, занимает центральное звено, где формируется кадровый потенциал для всех отраслей. Государство в этом заинтересовано и оказывает колоссальную поддержку. И это дает свои плоды. Программа профильного образования в школах предоставляет возможность каждому ребенку выбрать сферу интересов, изучать на повышенном уровне определенные предметы, чтобы в будущем получить желаемую профессию и реализовать себя в жизни. При этом с педагогов, как и семьи, не снимается воспитательная функция. Мы формируем еще и личность, не безразличную к судьбе своей страны. События последнего года показали, что с молодежью нужно работать, совершенствуя при этом подходы, формы, методы. Может быть, мы ошибочно считали, что патриотизм впитывается чуть ли не с молоком матери. Мир изменился. Глобализация и огромные неконтролируемые потоки самой противоречивой информации влияют на молодежь, которая ищет себя в этом мире. И здесь очень важно, кто является проводником. Работать с молодежью должны, с одной стороны, те, кто знает, понимает, видит ее проблемы, с другой — уважаемые, надежные люди, которые сами должны быть примером подрастающему поколению.
— Сегодня же дети живут в другом ритме, мы для них далеко не единственный источник знаний. Любой ответ можно найти в интернете. Насколько он правдив и кто автор, конечно, редко заботит подростка. И мы должны им об этом говорить, учить отличать белое от черного, видеть полутона. Да, отношение к учителю несколько изменилось, но при всем этом не могу сказать, что наша профессия обесценивается. О ее востребованности и популярности красноречивее всего говорит то, что ее выбирают, в ней остаются, считают своим призванием. Педагогические классы есть и в нашей школе. Дети идут туда осознанно, затем поступают в университеты, кто-то возвращается сюда же. И потом с него, уже как учителя, берут пример другие школьники. В нашем коллективе нет людей, разочарованных в том, чем они занимаются.
— С одной стороны, парламентская деятельность подразумевает дополнительные обязанности, а с другой — дает полномочия для решения важных вопросов, которые могут касаться конкретного человека, трудового коллектива или жителей целого населенного пункта. Люди приходят на встречи, приемы, обращаются на прямые линии с разными трудностями, в том числе и связанными с работой учреждений образования. Директорский опыт, а в свое время я также трудилась педагогом, помогает глубоко и объективно взглянуть на ситуации такого плана. И при необходимости использовать этот опыт для совершенствования законодательства. Чтобы законы работали максимально эффективно, важно слышать людей. И я рада, что у меня такая возможность есть.
— Самым лучшим. Все лето традиционно заботились о том, чтобы подготовить школу к учебному процессу, обеспечив нашим ученикам комфорт для продуктивной учебы. В том числе и благодаря их труду мы дважды становились лучшей городской школой области. Коллегам — здоровья, сил, терпения, творческого вдохновения. Год народного единства нас еще больше сплотил, а учебный, не сомневаюсь, пройдет плодотворно и обязательно раскроет новые таланты среди детей и педагогов.
zakharov@sb.by