Судить в категориях «лучше» или «хуже» не хочет никто, все сходятся в одном: это другая «Павлинка», с новым лицом и голосом, и даже корифеи театральной сцены, отыгравшие за годы в этом спектакле сотни раз, выходят на подмостки будто впервые.
— Это профессиональная и очень крепкая работа как мастеров сцены, так и молодежи — к примеру, второй акт держится как раз на молодых силах, — говорит доктор искусствоведения Вероника Ярмолинская, заведующая отделом театрального искусства Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени Кондрата Крапивы. — Очень яркие работы у мастеров сцены — Геннадия Овсянникова, Тамары Мироновой, Зинаиды Зубковой. А ведь в «Павлинке» нужно быть синтетическим актером, это не только драматический текст, но и танец, вокал. И какая хорошая работа у Овсянникова! Она смотрится очень свежо, и видно, с каким удовольствием он играет. Ему уже 86 лет исполнилось, и он просто живет этой ролью и украшает постановку.
Спектакль сделан режиссером по вводам очень корректно по отношению к авторским правам режиссера‑постановщика, отмечает заведующий кафедрой режиссуры Белорусской государственной академии искусств Виталий Котовицкий:
— Молодые ребята стараются, а режиссерская простроенность и старшее поколение прекрасных актеров держат спектакль эмоционально. Хочу отметить и вокальные данные исполнительницы заглавной роли Анастасии Воронковой, и органичную работу Михаила Свиты в структуре гротескного спектакля.
Для второкурсницы университета культуры Анастасии Воронковой роль Павлинки — счастливый билет и ответственность: чтобы рискнуть и выйти на купаловскую сцену в столь юном возрасте, нужна недюжинная решимость. Но как раз таки молодость актрисы не должна смущать, именно такой Павлинку задумал сам Купала.
— Нужно идти от драматургии, в пьесе героиня юная, — напоминает Вероника Ярмолинская. — Главное отличие от предыдущих Павлинок — у Анастасии Воронковой прекрасный профессиональный вокал. Может быть, кто‑то из прошлых актрис и ярче внешне, но вокально Воронкова выигрывает у всех.
Музыкальность обновленного спектакля оценила и ректор Белорусской государственной академии музыки Екатерина Дулова:
— Анастасия обезоруживает своей молодостью, она проживает роль светло, нежно и деликатно. Ну а когда еще переживать эти чувства? Когда еще быть вот такой — легкой, изящной? Не буду скрывать, по поводу музыкального оформления на первой репетиции у меня были вопросы, но сейчас музыкантов добавилось, и, кроме того, в спектакле воссоздается деревенский оркестрик, небольшой, он должен звучать аутентично. К слову, народные песни в обработке Евгения Тикоцкого были в основе самой первой «Павлинки» и тоже являются частью нашего национального наследия.
Еще одним открытием сезона стал Михаил Свито в роли пана Быковского. Молодой актер в Купаловском театре с 2018 года, но именно в этом образе его до сих пор как‑то не представляли. По мнению Вероники Ярмолинской, его трактовка персонажа существенно отличается от предыдущих исполнителей:
— У Свито получился очень вальяжный кавалер, интересный: и в танцах, и в пении актер нашел свою изюминку в этом образе. Когда он появляется впервые в доме Криницких, создается впечатление, что именно его, а вовсе не Якима, и должна бы выбрать в женихи Павлинка. И на столь яркое исполнение зритель, безусловно, реагирует.
Пока сложно конкретно говорить о потенциале каждого из принятых в труппу новичков, размышляет Виталий Котовицкий:
— В форме спектакля‑концерта нет возможности проследить, может ли начинающий артист работать с внутренними психологическими ходами. Но ведь это крещение боем для нового набора артистов Купаловского театра, и такие прецеденты в истории белорусского театрального искусства уже были. Так, Борис Луценко когда‑то взял весь курс Александра Бутакова, после чего, посмотрев на них в деле, отобрал лучших ребят.
В новой «Павлинке» соединилась энергетика и непосредственность молодости с выдающимся сценическим опытом известных актеров, считает Екатерина Дулова:
— Молодые ребята на сцене были буквально окружены традицией и историей. Думаю, что для артиста начинать вот так свою творческую, сценическую жизнь — настоящее счастье. И почему мы, собственно, говорим о том, что спектакль должен быть строго академическим и существовать только в тех рамках, в которых он существовал раньше? Да, «Павлинка», конечно, наше культурное наследие, в каком‑то смысле запечатленный памятник, но это живая материя.
Этически и эстетически в постановке не нарушены абсолютно никакие каноны. Это иная интерпретация, с новыми лицами, эмоциями и звучанием. Нам надо просто принимать эту «Павлинку» как новый эстетически‑художественный феномен.ovsepyan@sb.by