Музею народной архитектуры и быта в Строчицах исполняется 45 лет

Для посетителей подготовили подарок – новую экспозицию.

Музей, у которого есть и свой характер, и свое лицо. А еще он единственный в нашей стране, который можно назвать скансеном – этнографическим комплексом под открытым небом. Мало кто знает, что идея собрать в одном месте дома и постройки с различных концов Беларуси принадлежала… Фердинанду Рущицу – мэтру национального модерна и одному из самых известных белорусских живописцев. Но Первая мировая, а затем Великая Отечественная существенно помешали планам музейщиков. К обсуждению возможной организации комплекса вернулись лишь в 1950-х, когда угроза потери памятников народного зодчества и народной материальной культуры стояла особенно остро. Постановление о создании музея было принято 9 декабря 1976-го – эту дату здесь взяли за точку отсчета.


Сохранять и защищать

А дальше – огромная научная и экспедиционная работа по регионам республики. Все, что находили историки, этнографы и архитекторы, тщательно изучалось, фиксировалось и перевозилось в музей. Что касается деревянных хат, фактически мастера перебрали и обработали в них каждое бревно. Почти все удалось сохранить. Кажется, что такие хаты создавались на века. Но в то же время они нуждаются в постоянной защите – как, впрочем, и весь атмосферный, словно из прошлого, нынешний музейный комплекс.


К слову, по первоначальной задумке он должен был включать 250 памятников и 50 тысяч экспонатов, а также производственно-хозяйственную зону, объекты инженерного обеспечения, внутримузейные дороги. С 1987 по 1994 год для посетителей были открыты три научно-экспозиционных сектора – «Центральная Беларусь» и частично сформированные «Поозерье» и «Поднепровье». Сегодня в состав экспозиции Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта входят около 40 объектов – почти везде утраченные, но здесь, в Строчицах, бережно сохраненные. Экспедиции в белорусскую глубинку, впрочем, продолжаются и сегодня, вводит в курс дела заместитель директора музея Евгений Микула:

– По сути, экспедиции – это по-прежнему основной источник пополнения фондов. Последние годы мы исследуем Островецкий район Гродненской области. Там много брошенных деревень, а это хорошая возможность для специалистов и этнографов проверить старые дома, которые идут под снос. В первую очередь изучаем подвалы, чердаки, амбары – в общем, все, что по нашему профилю.


Из самых интересных находок последних лет – домашние бумажные иконы, весьма интересное, с точки зрения исследователей, явление белорусской художественной культуры второй половины XIX века. Большинство из них представляют исключительно этнографическое значение, поскольку создавались тиражным способом и не имеют большой художественной ценности, продолжает Евгений Иванович:

– Создание иконы в те времена – процесс дорогостоящий, поэтому люди искали аналоги. Так, по сути, бумажные иконы и получили распространение, потому что были доступными по цене. Многие из них предназначались для домашних божниц. За последние 67 лет поисков мы также нашли их в достаточном количестве.


К слову, состояние нескольких божниц казалось совсем безнадежным, но музейным реставраторам все же удалось их восстановить.

– Помню одну, на которую я смотрел со скепсисом. Она была в очень запущенном состоянии, казалось, ничего из идеи ее реставрации не выйдет, – вспоминает Евгений Иванович. – Но наши специалисты не сдались. И случилось чудо: под слоем белой половой краски они обнаружили ее оригинальный вид, выполненный в сочетании золотого и серебристого цветов.

Есть в коллекции музея и около десятка произведений самобытного мастера Юлиты Кармазы из деревни Рымдюны Островецкого района – это о ней режиссер-документалист Галина Адамович сняла один из своих самых известных фильмов «Боже мой».


Маршрут построен

От традиций прошлого – к современным «здабыткам». Вчера в Музее современной белорусской государственности (что символично!) прошла научно-практическая конференция, посвященная 45-летию музея и вопросам сохранения музеев под открытым небом. Послушать коллег приехали в том числе зарубежные специалисты. С докладом выступила и заместитель директора российского музея-заповедника «Кижи» Татьяна Незвицкая. Как сегодня сохранять памятники деревянного зодчества, анализировать и изучать коллекции, а главное, знакомить с ними публику – говорили в том числе и об этом. Результатом конференции станет толстенький сборник – вероятно, самый внушительный за все время проведения подобных конференций.


Хороший повод заглянуть в музей (и поздравить его с юбилеем!) выпадет гостям и завтра. В 14:00 на территории комплекса в памятнике архитектуры «Дом с улицы Освобождения, 4» откроется экспозиция «Квартира-мастерская минского портного». Ровный гул швейной машинки и стук молотка – привычные звуки губернского города второй половины XIX века, но навсегда исчезнувшие для современных минчан. Евгений Микула поясняет:

– Несмотря на количественный рост фабрик, именно ручное производство отвечало в те годы потребностям горожан. С общим увеличением населения Минска количество ремесленников выросло так, что в начале ХХ века достигло около 6 тысяч (!) человек.

Особенно много среди них было сапожников и портных: обеспечение одеждой и обувью во все времена было одной из основных потребностей человека.


– Традиционно ремеслами занимались евреи. Так, по результатам переписи 1897 года из 4600 зарегистрированных в Минске ремесленников, занимавшихся пошивом одежды, 3500 принадлежали к еврейской народности. Жизнь, быт, занятия этих людей, вплетенные в историю Минска, сформировали социально-экономический и культурный облик города.

Вдохновленные образами, сохранившимися только на старых фотографиях, специально к 45-летию музея его сотрудники подготовили новую экспозицию. На ней можно узнать, как жила молодая еврейская семья портного в начале ХХ века, как выстраивались профессиональные отношения между мастером и учениками и на чем было основано благосостояние ремесленников в конце существования цеховой традиции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter