КАЖДЫЙ десятый трактор в мире производится в Минске. Действительно, сельхозтехника принесла нашей стране мировую известность, и зарубежная пресса до сих пор считает тракторы чуть ли не главным символом Беларуси. А о том, как они «танцуют», в этом году написало даже известное английское издание Daily Mail. Но в последние годы наше тракторостроение переживало не лучшие времена: ключевые показатели ощутимо падали на протяжении пяти лет. Судьба тракторостроения рассматривалась даже на совещании у Президента. Удастся ли вдохнуть новую жизнь в отрасль, которая принесла Беларуси мировую известность?
За последние пять лет объем производства тракторов снизился вдвое — с 71 до 34,4 тысячи в 2016 году. За январь—июнь выпустили 19,5 тысячи машин. Поскольку наши аграрии полностью ими обеспечены или, что больше соответствует истине, не имеют достаточно денег, чтобы регулярно обновлять тракторный парк, на внутренний рынок поступает только около 10 процентов, остальные уходят на экспорт. Но опять-таки именно в последние пару-тройку лет экспортные продажи в денежном выражении падали.
В этом году они начали наконец-то расти. В январе-мае на внешний рынок поставлено почти 15 тысяч тракторов, что на 12,2 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А за восемь месяцев МТЗ отгрузил в страны дальнего зарубежья 5,5 тысячи единиц техники — на 32 процента больше. На 13 процентов больше стало наших тракторов и на полях Евросоюза. Обсуждаются новые возможности для зарубежных поставок в страны «дальней дуги».
Рост экспорта пошел и благодаря улучшению конъюнктуры на российском рынке. Да и посевные площади зерновых и зернобобовых в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) постоянно увеличиваются. Только в этом году они возросли до 66,2 миллиона гектаров. При этом количество сельхозтехники в государствах Союза значительно меньше, чем в ЕС или США. По информации ЕЭК, в России на 1000 гектаров пашни приходится 2 трактора, в Казахстане – 6,4, а в Беларуси – 9,3. При этом в США – почти 26, а в странах ЕС – 85 тракторов. Так что расти есть куда, ведь сельчанам и фермерам без техники никуда.
Тем не менее, если в первом полугодии выпуск сельхозтехники в целом в России вырос благодаря господдержке, то конкретно тракторов сократился на 4,2 процента — до 4,8 тысячи. А в 2018-м объем реализации сельхозтехники сократится на 30 процентов. Причины?
В федеральном бюджете на 2018—2020 годы финансирование производителей сельхозтехники не предусмотрено. Программа, по которой государство субсидирует заводам скидки в размере 15—20 процентов на технику, предоставляемую аграриям, остановлена. Отказался ее финансировать Минсельхоз, сообщает СМИ президент ассоциации Росспецмаш Константин Бабкин. Средства закончились летом прошлого года, однако в сентябре 2016-го премьер-министром Дмитрием Медведевым было принято решение о выделении для программы дополнительных 13,7 миллиарда рублей. После этого заводы продолжили продавать фермерам сельхозтехнику со скидкой, но уже в течение 10 месяцев не могут получить от Министерства сельского хозяйства деньги. Где они крутятся, непонятно. Позже стало известно, что Минсельхоз и вовсе отказал предприятиям в возмещении убытков, ссылаясь, как утверждает Бабкин, на «какие-то свои запятые». В этом году сельхозмашиностроители подняли цены на технику и ожидают спада производства, предупреждает глава ассоциации.
Но не все так плохо. На недавнем IV Российском агротехническом форуме заявлено, что проект бюджета на 2018 год предусматривает выделение 8 миллиардов рублей на субсидирование программы по производству сельхозтехники.
Для нас это также неплохая новость. В России субсидируются в том числе и трактора белорусской сборки. Так что мало сомнений, продажи нашей сельхозтехники в этом году вырастут.
germanovich@sb.by
МТЗ еще станцует на российском рынке
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.