Только к пятому раунду начинаю понимать, что происходит на экране
Поднимаюсь на борт «корабля»
Директора киберспортивной организации PLATOON и председателя Молодежного общественного объединения киберспорта Гомельской области Артура Калиновского я огорошила с порога:– Научите играть. Из опыта: пару раз включала «танки».
– Хороший выбор! – улыбается Артур.
– А как вы называете таких, как я, которые ничего не умеют?
– Есть слово «нуб», но мы его не используем. Вы начинающая.
Никакого хейта или дедовщины – даже новичок должен расслабиться и понять, получает он удовольствие от процесса или нет. Атмосфера в киберспортивном центре приятная. Артур, как радушный хозяин, обучение начинает с экскурсии. Больше трех десятков игровых мест, два ВИП-зала для команд самого высокого уровня. Антураж (подсветка, оборудование, дизайн) напоминает космический корабль. «Экскурсовод» приглашает меня в святая святых, куда может попасть не каждый посетитель, – студию для прямых трансляций.
Центр киберспорта PLATOON открылся в Гомеле пару лет назад, чтобы находить и тренировать талантливых игроков. Не менее важная задача – организация турниров. PLATOON успешно развивает и социальное направление: вместе с городскими властями, общественными организациями проводит соревнования для школьников, студентов и просто горожан. Артур рассказывает:
– Обожаем, когда нас называют «гомельские ребята»: мы любим город, в котором располагается наша база. При этом мы республиканская организация, проводим всебелорусские турниры. Сейчас идет спартакиада киберспорта Беларуси. 7 мая в Гомель съедутся финалисты со всех городов, зрелище будет масштабное. Кстати, нас можно назвать и международной организацией: да, из сотни игроков большинство – белорусы, но есть ребята из России, Казахстана, Узбекистана, Молдовы.
Учусь думать на тысячу шагов вперед
Приступаем к обучению. Артур предлагает занять одно из игровых кресел, и я начинаю понимать, почему геймеры проводят в центре столько часов. Ничего удобнее в жизни не встречала, анатомически сидение подходит идеально! Комфорт – одно из обязательных условий: ничто не должно отвлекать от игры. Артур запускает программу:– Counter-Strike с ботами, легкий, как раз на них потренируете стрельбу. На клавиатуре красным выделены четыре основные клавиши. Пальчики укладываем на них и двигаем персонажа: вперед, назад, влево, вправо. Вторую руку на мышку, левой кнопкой стреляем.
Задача понятная: спецназ должен уничтожить террористов и не дать им установить бомбу, а если им удалось, обезвредить ее. Но пока нашла на экране прицел, враг выстрелил мне в спину.
У профессиональной команды тренировка может занимать около восьми часов
Постепенно тренер учит подбирать оружие, прыгать и осваиваться на местности, карта которой висит в левом верхнем углу. Я, еле ползающая по локации, возмущаюсь:
– Вы хотите, чтобы я контролировала пространство на 360 градусов, да еще и карту читала? Это же сколько информации в голове одновременно держать нужно!
– Вот именно! – подтверждает Артур. – В игре к тому же существует бизнес-модель. У каждого вида оружия своя цена. Ребята в уме просчитывают, хватит ли им ресурсов на обмундирование, что нужно сделать для пополнения запасов. Научиться можно только одним способом – постоянными тренировками. Но для первого раза отлично!
Иду плавать и прощаюсь с газировкой
Через 15 минут пальцы забегали быстрее. Через полчаса с непривычки устали. Интересуюсь у Артура:– А сколько обычно длится тренировка?
– Частота и продолжительность зависят от статуса команды, дисциплины, близости соревнований. Если ребята – профессионалы, можем заниматься до восьми часов. Когда готовим молодежь, то два академических часа.
Моя «тренировка» – игра за игрой, пока персонаж не перестанет врезаться в стены. А команды начинают занятия с «раскликивания» – своеобразной разминки для пальцев и ума. Артур раскрывает секреты мастерства:
– Боты бегают, мы наводимся, стреляем. Желательно под какую-нибудь музыку, чтобы был ритм. Ни одно занятие по гимнастике, карате и прочему без разминки не обходится, киберспорт не исключение. Дальше идет обсуждение тактики, анализ проведенных боев, ошибок или, наоборот, побед, изучение противника. И плавно процесс перетекает в турниры либо «праки» – неофициальные матчи для отработки сыгранности команды.
Чтобы поддерживать форму, геймеры-профессионалы занимаются и традиционными видами спорта – в Гомеле это футбол, плавание, тхэквондо. У команды свои тренер, менеджер, массажист и даже диетолог. Особое внимание режиму дня: на одном из мировых первенств наши спортсмены оказались не готовы исключительно из-за того, что поздно встали и не «разбудили» себя холодным душем. С эмоциональными нагрузками ребятам помогает справиться психолог, рассказывает Артур:
– Значение психологии в подготовке киберспортсменов неоценимо. Команда должна быть в боевой готовности, все семейные, бытовые трудности оставить за пределами игры. Необходимо укрепить командный дух – люди разные, но нужно чувствовать друг друга. И научиться принимать поражения, чтобы не возникало упреков и претензий из-за проигрыша. Только анализ и исправление ошибок.
Уже захлестывает азарт, и я самонадеянно интересуюсь у Артура:
– Как скоро смогу участвовать в соревнованиях?
Тренер осторожен в прогнозах:
– На этот вопрос нет ответа. Вот в футболе за век почти ничего не изменилось. В киберспорте 20 лет назад было четыре дисциплины, а сейчас больше 35, включая мобильные игры. Он постоянно эволюционирует. Миллионы процессов происходят в голове у игрока – это огромная интеллектуальная нагрузка, которую выдерживают не все. Кто-то вырастет за год, кто-то – никогда. Но начать не поздно ни в 40, ни в 60!
valchenko@sb.by