Тотальная коммерциализация рынка недвижимости в западных странах обостряет жилищный вопрос

Мой дом — моя палатка

Рыночные механизмы превращают сферу жилой недвижимости в ряде западных стран в спекулятивную игру. Власти многих заигравшихся мегаполисов уже и сами не рады положению дел и пытаются вводить «ручную» регуляторику. Однако исправить копившиеся годами перекосы не так-то просто. Приходится сталкиваться с сопротивлением крупных девелоперских компаний, не намеренных без боя отдавать свой кусок пирога. С другой стороны, в обществе растет социальное напряжение. Аренда жилья в силу увеличения аппетитов его владельцев становится для простых граждан «золотой». А покупка собственной квартиры — для многих и вовсе несбыточная мечта. Белорусам сложно представить себе подобную беспросветность. Ведь в нашей стране жилищное строительство прежде всего социально-инфраструктурный проект, а не предмет наживы ограниченного круга бизнесменов. 

СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Как мы всегда говорим, Беларусь — государство для народа. Поэтому все решения должны приниматься в интересах людей. И одной из наших приоритетных задач было и остается обеспечение граждан жильем. Собственная крыша над головой важна для любого человека. Особенно для молодой семьи. Это ее уверенность в завтрашнем дне.

Во время рассмотрения вопросов в сферах экономики и социальной политики на совещании с руководством Совета Министров, 19 августа 2024 года


Традиционно Испания считалась гостеприимной страной, в которой туристы чувствовали себя тепло и уютно. Сегодня стихийные митинги и акции протеста против наплыва «непрошеных гостей» фиксируются по всему королевству. Входы в туристические объекты пестрят надписями: «Принадлежит народу!» Жители испанских курортных городов крайне возмущены перманентным ростом цен на аренду жилья. Ресурсы всех агентств недвижимости забиты объявлениями о краткосрочном найме.

Снять квартиру в местах скопления туристов для длительного проживания — еще тот квест для местных. На Канарах многие рядовые испанцы, отмечает издание El Confidencial, ночуют в палатках или в машинах. Часть из них — простые труженики той же индустрии гостеприимства. Примечательно, что на Канарах эта сфера деятельности относится к одним из самых низко­оплачиваемых секторов экономики. При том, что туристический бизнес — золотая жила для его владельцев, обслуживающему персоналу достаются лишь жалкие крохи от заоблачных прибылей. За последние десять лет средняя цена арендного квадратного метра выросла на 78 процентов, а средняя зарплата испанцев — всего на 16 процентов. Как говорится, дисбаланс налицо. 

Палаточный городок в Лос-Анджелесе.
twimg

Туго приходится и малому бизнесу. Например, в Малаге, претендующей на статус местной Кремниевой долины, почти не увидишь магазинчиков, мясных и рыбных лавочек, небольших пекарен с испанскими названиями. Повсюду — под вкус новой «популяции» туристов из числа работников технологических компаний — вывески транснациональных корпораций вроде McDonald’s и Starbucks. Фольклорные фестивали вытеснили с улиц артисты с однообразным современным репертуаром. Город с глубокими культурными традициями теряет национальный колорит и обретает безликость. 

В нынешнем году цены на жилье в США также стабильно идут вверх. Эксперты провайдера ведущих фондовых индексов США S&P Dow Jones Indices полагают, что гонка цен спровоцирована ожидаемым понижением ставок ФРС, подогревающих спрос. Прежде всего со стороны сверхбогатых американцев. Соцопросы показывают, что в 2024 году одним из главных приоритетов обладателей многомилионных состояний являются выгодные инвестиции. И покупка недвижимости идеально соответствует заданной цели. Ведь цены на нее только растут.

В то время как богачи заключают маржинальные сделки, остальные сражаются с кризисом стоимости жизни. Как сообщает новостной портал Business Insider, сильнее всего экономический прессинг влияет на миллениалов — людей от 28 до 43 лет. Представители этой возрастной категории американцев массово жалуются в соцсетях на то, что оплачивать аренду очень тяжело — приходится экономить даже на еде. А о покупке дома или квартиры можно только мечтать. 

Сфера жилой недвижимости в США, как известно, — элемент не социальной, а финансовой системы. Цены на квадратные метры напрямую коррелируются с биржевыми котировками ценных бумаг девелоперских компаний и ипотечных банков. И интересам простых арендаторов и покупателей в биржевой игре места нет. Балом правят прибыль и конъюнктура. Соответственно, сдавать или продавать дорогую недвижимость за копейки ее владельцам смысла нет. Идет поиск вариантов порентабельнее. Один из них — аренда на короткий срок. В Нью-Йорке проблема дефицита доступных квадратных метров для местных жителей достигла апогея. Городские власти вынуждены были ужесточить «арендные» правила. По пути ограничений выдачи лицензий на краткосрочный найм идут и испанские власти. Что вызывает крайнее недовольство со стороны владельцев крупных сервисов бронирования жилья. То есть, по сути, градоправители машут кулаками после драки. Сломать устоявшуюся систему формирования цен на рынке недвижимости, годами строившуюся на интересах частного капитала, не так-то просто. 


В Беларуси жилищное строительство — вопрос государственный. К удивлению европейцев и американцев, любой белорус может стать собственником квадратных метров. Рост уровня обеспеченности населения доступным и комфортным жильем — результат реализации соответствующих госпрограмм. Жилые комплексы в нашей стране строятся под разные запросы и потребности — в зависимости от доходов и предпочтений будущих жильцов. Как с использованием мер государственной поддержки социально незащищенных категорий населения, так и с применением новых механизмов финансирования строительства. Развивается система жилищных строительных сбережений, совершенствуются механизмы жилищного кредитования. Но критерий этих трансформаций один — интересы людей. 

Один из государственных приоритетов — дать крышу над головой тем, кто особенно нуждается в помощи. Многодетным семьям, детям-сиротам, инвалидам и еще ряду категорий граждан, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, даны, так сказать, социальные гарантии решения квартирного вопроса. В том числе включающие использование средств господдержки, предоставление социального и арендного жилья.

Строительство жилья — вопрос еще и экономический. Одна из главных причин оттока кадров из небольших населенных пунктов — отсутствие крыши над головой и перспектив ее обрести. В качестве альтернативы собственным квадратным метрам в Беларуси активно создается фонд арендного жилья. Вполне комфортного и благоустроенного. Причем это полностью социальный проект, а не коммерческий. Государство планирует оказывать поддержку предприятиям при строительстве таких квартир и домов для своих работников в виде преференций по кредитам. Причем не менее 20 процентов квадратных метров, построенных с господдержкой, в первоочередном порядке будет предоставляться молодым специалистам.
Ну а коммерческий сектор арендного жилья — к услугам гостей нашей страны. Если Европа закроет двери для туристов, милости просим в Беларусь!

t.shchedrenok@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter