На одном колесе и с пьяным пассажиром нельзя: какие еще нарушения допускают мотоциклисты, узнали в ГАИ

Мотоциклист без шлема — водитель без головы

«Хорошо, что остановили здесь, а не в Германии»: рейд с ГАИ показал, чем чревата езда без правил

В Молодечненском районе 24‑летний мотоциклист-бесправник решил покататься, да не рассчитал силы — на скорости врезался в столб. Гонка за адреналином закончилась для парня травмами. Подобный несчастный случай произошел и в Лельчицком районе: водитель обгонял легковушку, не убедившись в безопасности маневра. Мотолюбитель и его пассажирка госпитализированы. В целом по стране таких ДТП с начала года произошло 29. Чтобы понаблюдать за ситуацией своими глазами, корреспондент на один день стала напарником инспектора спецподразделения ГАИ УВД Миноблисполкома капитана милиции Владимира Дружкова.


По канонам безопасности

В рейд заступаем в Минском районе рано утром, чтобы успеть проконтролировать водителей, спешащих на работу в столицу. Владимир Дружков сразу поясняет, на что будем обращать внимание при движении мотоциклистов:

— Еще до остановки визуально определяем, превысил водитель скорость или нет. Во-первых, мотоцикл — это транспорт, который за 10 секунд может разогнаться до 200 километров в час. Не­опытные байкеры даже не успеют заметить, как будут нестись с неразрешенной скоростью. Во-вторых, экипировка. Мотоциклист без шлема — это водитель без головы. Он должен думать прежде всего о своей безо­пасности и безо­пасности других участников движения.

— Но ведь шлем при падении не спасет руки и спину, — выражаю сомнение.

Тогда инспектор показывает, как должен выглядеть байкер. Жилетка, на спине которой предусмотрено уплотнение. Оно поможет не скользить по дороге, тем самым оберегая мягкие ткани от серьезных повреждений. Такая же функция и у перчаток. Пиропатрон, который пристегивается к мотоциклу, при падении надувает подушку безопасности, как в автомобиле. Наиболее продвинутые приобретают и нескользящую обувь. Вся экипировка доступна в специальных магазинах. Главное — не экономить на здоровье.

Пока со всех сторон осматривали сотрудника, на дороге послышался рев мотора.

— Вы его еще не видите, но мне уже понятно: превышает, — приостанавливая движение проезжающих машин, говорит Владимир.

Проходит пару минут, и составлен протокол: у водителя нет «свежего» техосмотра и страховки. Так как ранее нарушений не было, то в этот раз отделался предупреждением.

— Почему-то был уверен, что со страховкой все в порядке, — доказывал Александр инспектору. — Признаю: превысил, с недостающими документами разберусь в ближайшее время.


Продлевать будете?..

Даже среди гула машин и тракторов слышен мотор подъезжающего мотоцикла. «Выглядит брутально», — говорю коллегам. Движется с разрешенной скоростью, в шлеме. Останавливаем для проверки документов. Водитель без вопросов и лишней суеты их показывает.

Срок водительского удостоверения закончился несколько дней назад, — поясняет старший инспектор Виталий Терновский.

Судя по выражению лица мотолюбителя Вячеслава Зубрицкого, для него эта информация оказалась сюрпризом — за датами не уследил. Тем не менее по правилам дорожного движения он считается бесправником. В остальном замечаний у милиционеров нет, но транспорт придется эвакуировать на штрафстоянку и выписать штраф. Его Вячеслав оплатил на месте.

— Знатоки подсказывают, что ваш железный конь — один из самых громких, на выхлопной трубе нет глушителя. Такие привозят из Америки и специально «понтуются» его ревом, — говорю.

— Действительно, купил в США, но не для понта и тем более не для того, чтобы тревожить людей, — отвечает собеседник. — На байке путешествую по Беларуси и по миру. Не фанат слетов гонщиков в кожаных жилетках: по-моему, это не про любовь к мотоциклам, а про выпивку и кутеж. Хорошо, что сейчас меня остановили и заметили просрочку удостоверения. На днях собираюсь за границу, и было бы неприятно, если бы с этой проблемой остановили где-нибудь в Германии. А так сделаю справку, продлю действие водительских прав и буду дальше кататься.

Мимолетом был еще один персонаж в нашей патрульной истории. Разговаривать он не захотел, но Владимир Дружков не оставил журналиста без подробностей. Молодой парень решил продать мотоцикл, снял его с учета. Продать не продал, но и на учет снова не поставил. Это тоже считается нарушением. Водителю сделали устное замечание.

Пьяным и циркачам не место

Одно из грубейших нарушений — езда в нетрезвом виде. Самое малое, что грозит выпившим искателям приключений, — лишение прав на 3 года и штраф до 100 базовых величин. Самый страшный сценарий — гибель. Важно, что категорически нельзя перево­зить и нетрезвого пассажира: если в его организме больше 0,3 промилле, то ответственности не миновать.

— За прошедшие сутки, например, произошло ДТП в Дзержинском районе с участием пьяного мотоциклиста, — вспоминает напарник. — Увидел патруль, пытался сбежать. Попытка бегства обернулась столкновением с машиной милиции.

Дерзкие любители прокатиться с ветерком рискуют не только тогда, когда садятся за руль немного подшофе. Некоторые на дорогах устраивают акробатическое шоу, разгоняя байк и становясь на одно колесо или отпуская руки. Это грубейшее нарушение ПДД, да и просто отсутствие инстинкта самосохранения. Причем, говорят в ГАИ, этим страдают не только молодые и горячие, но и зрелые владельцы мототранспорта.

Автомобилисты рассматривают мотоциклистов как потенциальную опасность, — подводит итог инспектор ДПС. — Их пугает непредсказуемость поведения. Многие водят агрессивно, специально обгоняют, подрезают, газуют так, что уши закладывает. Это, конечно, тоже пресекается. Все участники движения, независимо от того, машина это, мотоцикл, скутер или самокат, должны уважать друг друга.

Инспектора ГАИ в один голос твердят: если водитель адекватный, опытный и здравомыслящий, он не будет гонять почем зря, не сядет пьяным за руль, не «прогреет» мотор так, что вся округа услышит. Мотоцикл — технически не самое защищенное транспортное средство, поэтому защитить себя и остальных должен именно байкер. А я, пожалуй, все еще похожу пешком…

КОМПЕТЕНТНО

Заместитель начальника главного управления ГАИ МВД Виктор Ротченков:

— Самым частым нарушением среди мотоводителей становится непройденный техосмотр. С января зарегистрировано 420 таких случаев. Также часто не соблюдаются скоростной режим, правила пользования внешними световыми приборами или звуковыми сигналами, встречается и управление без водительского удостоверения.

ЦИФРА

С начала года с участием мотоциклистов произошло 29 дорожно‑транспортных происшествий, в которых 30 человек ранены и три погибли (мотоциклист, пассажир и водитель автомобиля). По вине мотолюбителей числится 14 ДТП, в результате которых травмированы 15 человек.

beleckaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter