Служба в армии, учеба в БГСХА, долгие трудовые годы (последние десять из них был главным механиком в одной из организаций), воспитание детей и ведение подсобного хозяйства — на все это Степану Ивановичу Романовичу из Горок требовалось много времени. Только на пенсии он вспомнил свой давний интерес к обработке дерева и переоборудовал под мастерскую старые подсобные помещения.
– На Брестчине, где родился, в деревне Мотоль издревле развиты промыслы, мужское и женское рукоделие, — рассказывает крепкий мужчина. — Своими кожухами и рушниками местные мастера славились по всему Союзу. Да и теперь (уже в агрогородке) работают почти 70 предпринимателей, в частности, они создают годные лодки и мини-тракторы. А на фестиваль «Мотальскія прысмакі», который проводится раз в два года, до пандемии с удовольствием приезжали гости из России, Украины, Польши, Китая, Израиля, Канады. Старшие поколения учили детей труду с младых ногтей. Помню, в школах (а их на четыре тысячи сельчан было две, каждая с классами от «А» до «Г») старшеклассники постигали слесарное и столярное дело. Там же, в деревне, научился плести из лозы. Бывало, пасешь коров на лугу и за день успеешь сделать одну-две корзины. Когда стал постарше, научился мастерить из этого материала заборы, ограды, стулья, шалаши. Но так вышло, что к деревообработке, которой давно интересовался, серьезно так и не подступил.
— Оглядываясь назад, понимаю, что решающим толчком к освоению нового ремесла стала поездка в Германию к детям, — вспоминает пенсионер. — Гуляли с дочкой по рождественской ярмарке и разговорились с одним из работающих там мастеров. Показал ему фотографии своих творений и в ответ услышал много слов похвалы, даже приглашение поработать вместе. Конечно, уезжать из Беларуси не собирался, но идеей развиваться дальше загорелся.
Шаг за шагом Степан Иванович усложняет себе задачу, постепенно от наружной обработки дерева перешел к внутренней. Те же сувенирные яйца — достаточно простая работа, а вот при создании бочонка с крышкой надо повозиться, чтобы она прилегала плотно и аккуратно. Требуется точность, филигранность выделки. Еще одним важным этапом стал переход от повторения чужих работ (пусть и с добавлением своего восприятия), которые видел на выставках или даже в окнах квартир, когда прогуливался по городу, к собственным авторским творениям.
— Иногда желание работать есть, но, что именно хочу сделать из бревна, ума не приложу, — улыбается мастер. — Тогда сижу, жду вдохновения. Мысль бьется, мастерство совершенствуется.
Жена Романовича сначала была недовольна его новым увлечением, отнимавшим все свободное время, бурчала, а потом смирилась. Тем более в доме начали появляться изящные шкатулки, красивые вазы, декоративные цветы и грибочки, горшки, рюмки. Одной из самых удивительных работ стала деревянная булава. В плодотворный день из-под его рук может выйти примерно 15 несложных изделий. Конечно, порой не обходится без осечек, но брак мастер не выбрасывает, а всегда находит ему новое интересное применение.
В мастерской Степан Иванович проводит минимум 3—4 часа в день. Он не соблюдает никаких точных размеров — все делает, как говорится, на глаз. В качестве рабочего материала использует обычные дрова из березы, осины, ольхи, дуба, граба, клена. Заготавливает заранее, чтобы была возможность минимум год их сушить, иначе изделие пойдет трещинами. В лесу материал не всегда легко найти, зато попутно можно собирать грибы или рыбачить. Но чаще всего в ход идут дрова, которыми делятся соседи и друзья.
Ивановичу 70 с небольшим лет, но он признается, что без работы уже не может.
— Что наши годы?! Найти себя можно и в 90, — рассуждает с улыбкой. — Своим хобби планирую заниматься и дальше, открывать новые грани себя. Тем более на носу зима — самое плодотворное время года, когда ничего не отвлекает — ни огород, ни другие заботы.