СКАЗАНО
— Мы страна автомобилистов. Мы создаем такие машины, что любая страна может позавидовать: и малотоннажные, и среднетоннажные, и крупнотоннажные — БЕЛАЗ, МАЗ — среднего класса автомобиль по грузоподъемности… А так, программа у нас солидная: мы должны обеспечить своих людей своим автомобилем. Какой бы ни был импортный автомобиль — это импортный. Что случилось — запчасти и прочее, а это — свое. Надо, чтобы было свое. И мы идем к тому, чтобы иметь свое.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с молодежным активом во Дворце Независимости, 24 октября 2023 года
— Мы страна автомобилистов. Мы создаем такие машины, что любая страна может позавидовать: и малотоннажные, и среднетоннажные, и крупнотоннажные — БЕЛАЗ, МАЗ — среднего класса автомобиль по грузоподъемности… А так, программа у нас солидная: мы должны обеспечить своих людей своим автомобилем. Какой бы ни был импортный автомобиль — это импортный. Что случилось — запчасти и прочее, а это — свое. Надо, чтобы было свое. И мы идем к тому, чтобы иметь свое.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с молодежным активом во Дворце Независимости, 24 октября 2023 года
Инновации гарантируют будущее
— Бизнес не может стоять на месте, — убежден Андрей Сидоров. — Уже через 3—4 года отлично выстроенная современная и эффективная технологическая цепочка обязательно даст сбой: обстановка на мировом экономическом и промышленном рынке очень быстро меняется. То, что было популярно еще вчера, завтра станет архаизмом. Об этом нужно постоянно помнить и, чтобы не сойти с дистанции, расширяться, обновляться, модернизироваться.Только в нынешнем году предприятие «ВИПО» инвестировало в свою базу около 8 миллионов долларов в эквиваленте. Это собственные средства предприятия. Огромные деньги! Руководитель рассуждает по-хозяйски: никогда не брали кредитов, не влезали в долги. Но прибыль до последней копейки тут же пускали в оборот. Она должна работать, а не накапливаться на счетах и депозитах. Ведь богатство не в деньгах, а в новых технологиях, современном оборудовании, возможности увеличения рабочих мест и расширении перечня выпускаемой продукции.
— Сейчас мы производим свыше 130 наименований техники, — рассказывает Андрей Александрович. — Основные поставки кроме белорусского рынка — Россия, Казахстан, страны Средней Азии. С начала года выпустили около 400 машин, что на 100 единиц больше прошлогоднего. Часто работаем по спецзаказам для энергетиков, транспортников, жилищно-коммунальных хозяйств, предприятий горнодобывающей промышленности. Недавно в целях импортозамещения возобновили выпуск пожарных машин.
Толчок дали санкции
Руководитель не скрывает: санкционная политика сыграла предприятию на руку. Открылись те ниши, которые раньше были заняты европейскими производителями. Оказалось, что мы можем делать и лучше, и дешевле.— Вместе с санкциями появились и новые бизнес-идеи, — делится Андрей Сидоров. — Причем в большинстве своем продиктованные реальной ситуацией на рынке. Например, кто-то из машиностроителей взамен европейского стал искать поставщиков гидравлики в КНР и Турции. А мы закупили оборудование для производства гидроцилиндров и гидрокомпонентов. В этом году освоили выпуск. Сначала в тестовом режиме, вместе с поставщиками оборудования — для собственных нужд. Пошло неплохо, себестоимость намного ниже рыночной цены. Теперь уже работаем над проектом строительства специального завода, его продукция будет более чем востребована.
Современное оборудование и новые проекты позволяют «ВИПО» укреплять свои позиции как на отечественном, так и зарубежных рынках.
«ВИПО» прорабатывает и другие перспективные идеи, которые уже в ближайшем будущем позволят предприятию в разы нарастить объемы выпускаемой продукции, а самое главное — заполнить те вакуумы в машиностроительной отрасли Беларуси и России, которые образовались после ужесточения санкционной политики. Как итог — новые цеха и технологии, дополнительные рабочие места с хорошей заработной платой, сниженная себестоимость (а значит, и доступная цена) на востребованную в стране и за рубежом продукцию.
Поддержка как стимул
Новый масштабный инвестпроект по созданию мультибрендового предприятия, к реализации которого сейчас приступает «ВИПО», — это поистине смелый шаг в истории отечественного машиностроения. Компания планирует построить сразу два новых завода. Первый, как уже говорилось, — по выпуску гидравлики. Его нацеленность — на внутренний рынок и полный цикл производства (не сборка). Он сможет не только значительно сократить импорт в сфере белорусского автомобилестроения, но и поставлять цилиндры и компоненты на рынок СНГ.Кроме него, заводчане возведут еще одно подразделение с крупногабаритным оборудованием — по производству грузоподъемных машин контейнерной спецификации. Если сейчас «ВИПО» выпускает технику грузоподъемностью до 35—40 тонн, то стотонные козловые краны смогут поднимать контейнеры весом и 60 тонн. Пока таких предприятий ни в Беларуси, ни в России нет. Контейнерные краны, которые широко используются для обслуживания железнодорожных составов и других видов погрузочно-разгрузочных работ, приходят к нам по импорту из дальнего зарубежья.
Заместитель директора по производству Андрей Гарафонов и инженеры-конструкторы Вадим Карпеш и Владислав Мурашкин обсуждают перспективные наработки.
— Это стратегически важные для страны ниши, — уверен Андрей Сидоров. — Чем больше мы научимся делать сами, тем более устойчивой будет экономика в дальнейшем. Максимально исключить зависимость от зарубежных производителей — главная задача на данном этапе. Что дадут два наших новых завода области и стране в целом? Примерно 200—250 рабочих мест, от 8 до 20 тысяч гидроцилиндров в месяц и сотни новых грузоподъемных машин в год.
Андрей Александрович приглашает пройтись по действующим цехам. Сейчас общая производственная площадка «ВИПО» — это около 30 тысяч квадратных метров. В мае тут справили очередное новоселье и ввели в строй новый цех с высокотехнологичным оборудованием.
— Мы давно мечтали о расширении, но вопрос все время упирался в нехватку земли, — вспоминает руководитель. — А тут всерьез занялись проектом строительства еще двух заводов. Идею поддержал новый председатель Витебского горисполкома Геннадий Сабынич. Буквально в течение недели вопрос был решен: нам предоставили прилегающую к предприятию территорию площадью 20 гектаров. Теперь есть все условия для новых инициатив. Примерно через год планируем реализовать проект по возведению завода гидравлики. Через 3—4 года — предприятия по выпуску грузоподъемных машин для контейнерных грузов. Они, кстати, могут использоваться не только на железной дороге, но и в аэропортах, логистических центрах.
Вокруг новостройки гудят бульдозеры: продолжается обустройство производственных площадок. Тут, между двумя цехами, будет оборудована стоянка для техники, приготовленной к отправке потребителю. В сборочном подразделении машиностроители завершают работы над двумя мощными (на базе КАМАЗов) пожарными автомобилями. Спецтехника, которая вот-вот, после завершения процедуры сертификации, будет отправлена на помощь сотрудникам МЧС в Узбекистан, оборудована 32-метровыми лестницами и люлькой, способными поднимать спасателей, эвакуировать людей и тушить пожары на уровне 10—11-го этажей. Рядом — голубые кабины грузовиков с подъемными механизмами. Это машины для энергетиков Краснодарского края. Чуть дальше замечаем спецавтомобили, предназначенные для российских нефтяников.
Освоить новые ниши
— Наша очередная цель — перейти в разряд автозаводов, — озвучивает Андрей Сидоров. — Ведь в настоящее время на территорию СНГ ежегодно ввозят свыше 800 тысяч машин средней грузоподъемности — от 6 до 8 тонн. Свои производители закрывают только чуть больше трети потребностей. Это тоже ниша. И если сейчас мы используем шасси других заводов, то в будущем вполне реально перейти на свои. Но опять же, важный момент — не заняться сборкой, а наладить их производство. С максимально полным циклом. В такой технике постоянно нуждаются строители, дорожники, жилищно-коммунальные хозяйства, энергетики и другие организации — дело стоит того… И кстати, открою секрет: мы уже разработали собственные шасси, имеется даже 3D-модель, будем трудиться в этом направлении дальше.Планы грандиозные. Сколько средств понадобится на воплощение идей? Директор озвучивает цифру: запланированное строительство двух заводов обойдется как минимум в 20—30 миллионов долларов.Мы уже говорили, что «Витебские подъемники» все свои идеи привыкли воплощать за счет собственных средств. Но в настоящее время «ВИПО» не исключает, что при реализации этого важного инвестпроекта воспользуются помощью государства. Андрей Сидоров объясняет:
— Да, мы вполне осилим строительство двух заводов и их оснащение собственными силами. Но проиграем в другом — в сроках. Это займет значительно больше времени. А вот его-то терять и не хочется. Сегодня нужны быстрые проекты. От этого зависит эффективность. То, что актуально сейчас, завтра уже может не быть таковым. Не зря говорят: куй железо, пока горячо. Быстрее построим — быстрее пойдет отдача и для предприятия, и для страны в целом. А ведь через 5—6 лет, возможно, эти заводы уже нужно будет модернизировать — прогресс, особенно в таких отраслях, как автомобилестроение, не стоит на месте. Так что нужно все успеть сделать вовремя.
Кадры как основа
Сейчас на предприятии трудятся около 360 человек. Средняя зарплата — свыше 2 тысяч рублей. Толковые конструкторы получают и по 3,5 тысячи. Средний возраст ведущих специалистов — 30—35 лет. Но кадровая проблема остается. Руководитель «ВИПО» называет причины:— Ощущается серьезный провал по инженерно-техническим компетенциям, — отмечает Андрей Александрович. — К сожалению, отечественные вузы не могут закрыть потребности. Сокращают набор, объединяют кафедры… А нам нужны инженеры, конструкторы, технологи. Активно ищем варианты решения проблемы. Заключили договоры с вузами Москвы и Санкт-Петербурга. Контактируем со ссузами, готовы участвовать в разработке программ обучения и поддерживать будущих профессионалов финансово. Есть соглашение и с отделом образования Витебского горисполкома: плотно работаем со школьниками. Даже специально купили автобус, привозим старшеклассников на экскурсии по предприятию, рассказываем о безграничных возможностях автомобилестроения. С целью активизации профориентационной работы открыли научно-практический центр. Популяризируем свои научные разработки, привлекаем студентов для участия в инновационных программах, предлагаем участие в испытаниях опытных образцов с выходом на серийное производство…
Бригадир лазерного участка Павел Савченков и оператор станков с ЧПУ Влад Богданов знают, как выполнить производственную задачу.
Сотрудники «Витебских подъемников» и сами активно повышают квалификацию. Некоторые уже трудятся над кандидатскими и даже докторскими диссертациями. Конечно же, с вводом в строй новых заводов работа в компании будет еще интереснее и престижнее. Тем более что «ВИПО» предоставляет солидный социальный пакет и готово решать жилищные проблемы тех выпускников вузов, кто решится на переезд в Витебск, даже из-за рубежа.
— Постепенно мы решим и эти проблемы, — уверен Андрей Сидоров. — Главное, что сегодня у нас есть костяк: те люди, для которых предприятие давно стало вторым домом. Я вижу, как они переживают за наше общее дело, как фонтанируют идеями и готовы сделать все от них зависящее для процветания предприятия. Поверьте, с такими людьми любые перспективные идеи обязательно превращаются в реальность. Как доказательство — ежегодно мы разрабатываем и внедряем в производство 7—8 новых моделей машин. Ведь все понимают, что развитие — процесс постоянный. А любое промедление — это шаг назад. Так что расширением производства и строительством новых заводов мы делаем не шаг, а сразу большой рывок вперед.
begunova@sb.by