…Служба многих наших земляков на Русском императорском флоте, в советское время на ВМФ и сегодня на защите общего Отечества в водах всех океанов — часть славной истории. Мы должны не только поздравлять их в этот день, помнить подвиги моряков в военные и мирные годы, гордиться ими, но и ежедневно на их примере воспитывать молодежь, особенно в сегодняшнее предгрозовое время.
Низко кланяюсь матросам, старшинам, мичманам, капитанам всех трех рангов. Но все же в статье разговор пойдет об адмиралах — и это справедливо. Ведь они были в ответе за тех, кто выходил «в открытое море в суровый и дальний поход» и для кого «Севастопольский вальс» — одна из любимых песен!
Работая над книгой «Беларусь — России и миру», собрал достойный и во многом новый материал о морской славе Синеокой, каждом адмирале-белорусе. Уверенно могу сказать: если на карте Беларуси отмечать места рождения только моряков-адмиралов, то свободного места не будет…
Под Андреевским флагом
С 1699 года официально флаг ВМФ России с Андреевским крестом. У его истоков соратник Петра I адмирал Александр Данилович Меншиков, который имел белорусские корни и владел имением около Орши. Позже его правнук-тезка Александр Сергеевич Меншиков в звании адмирала стал морским министром Российской империи.Мало кто знает о белорусском происхождении Григория Потемкина, генерал-фельдмаршала, создателя и первого главноначальствующего Черноморского флота. На вопросы Екатерины II, где бы он хотел получить в дар поместья, Потемкин неизменно отвечал: «На Белой Руси — родине предков». В 1774—1783 годах владел местечком Дубровно близ Орши, Кричевской волостью, содействовал строительству Кричевской судоверфи, завел там лесопильни, канатную фабрику и мануфактуру парусиновую — все для флота российского.
Первым моряком в старинном сухопутном роду шляхтичей Корсаков из-под Полоцка был вице-адмирал Воин Яковлевич Римский-Корсаков, который командовал Кронштадтской эскадрой, составил проект преобразования военно-морских учебных заведений в Морской шляхетский кадетский корпус. В роду Римских-Корсаковых 18 человек были моряками, 9 — адмиралами.
С 1798 по 1829 год постоянно участвовал в войнах и сражениях выходец из Минской губернии Лука Богданович — «полный адмирал». Единственный из белорусов, награжденный за один бой, Наваринское морское сражение против турецко-египетского флота, сразу четырьмя орденами разных стран: России, Великобритании, Франции и Греции.
18-пушечный бриг «Меркурий», которым командовал уроженец местечка Дубровно Александр Казарский, в мае 1829 года вступил в бой с двумя турецкими кораблями, имеющими в сумме десятикратное превосходство в количестве орудий, и одержал блестящую победу! В 1833-м в Севастополе ему поставлен самый первый памятник. Деньги на его создание по подписке шли от морских офицеров, служивших на Черном и Балтийском, Белом и Охотском морях, с Камчатки и из многих других мест России. На нем лаконичная, но полная глубокого смысла надпись: «Казарскому. Потомству в пример». Решением императора бриг стал вторым и последним в русском флоте после линейного корабля «Азов», удостоен кормового Георгиевского флага. Еще император повелел: «...по приходе в ветхость заменить его другим, продолжая сие до времен позднейших, дабы память знаменитых заслуг команды брига «Меркурий» и его имя во флоте никогда не исчезали, переходя из рода в род, на вечные времена служили примером потомству». Его брат Николай был капитаном брига «Меркурий» в 1840—1848 годах.
7 декабря 2018-го в Санкт-Петербурге спущен на воду ледокол «Андрей Вилькицкий», названный в честь нашего земляка. Андрея Вилькицкого сравнивали с великими мореплавателями прошлого, его именем нарекали острова, ледники, заливы и горы. Белорусский исследователь Арктики Андрей Ипполитович всю жизнь с любовью и благодарностью вспоминал отчий дом. Его семья проживала в деревне Осовино Докшицкого уезда, где 1 июня 1858 года и родился Андрей.
Возглавил первую в России Арктическую гидрографическую экспедицию и провел ряд исследований на Новой Земле. Он представил в правительство проект создания ледокольного флота России и стоял у истоков его основания. Ледоколы «Вайгач» и «Таймыр», построенные на верфях Невского судостроительного завода, впервые в истории арктического мореплавания прошли с зимовкой по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск, а начальником этой экспедиции был его сын Борис Андреевич. Во врученном приветственном адресе назван «российским Колумбом».
Могилевская губерния дала российскому флоту 12 морских офицеров из рода Бурачек. Евгений Бурачек осуществлял кругосветное плавание на клипере «Разбойник», основатель и первый командир Владивостокского поста, затем порта. Брат Павел Бурачек был начальником Кронштадтской водолазной школы, а его четыре сына — старшими морскими офицерами, служили российскому и советскому флотам.
Не берег своих сыновей-моряков в штабах и мануфактурах вице-адмирал с белорусскими корнями Генрих Цывинский, командующий эскадрой Балтийского, затем Черноморского флотов. Евгений утонул с экипажем в Цусимском сражении, Георгий погиб при взрыве корабля, торпедированного германской подводной лодкой.
Под военно-морским флагом СССР и РФ
У истоков создания советских военно-морских сил стояли начальник ВМС РККА Ромуальд Муклевич из местечка Супрасль Гродненской губернии, Григорий Окунев из Рогачева и Константин Еремеев из Минска — руководили политуправлениями флотов.Более 120 белорусов в адмиральских званиях служили и служат на ВМФ СССР и РФ. Среди них: адмиралы Николай Амелько, Александр Витко, Григорий Гуринов, Юрий Ильин; 32 вице-адмирала и 85 контр-адмиралов. Первые адмиральские звания и погоны получили в 1940 году В. П. Дрозд, Н. Ф. Заяц, Г. И. Михальков, А. Г. Орлов, П. Ф. Папкович, М. П. Скрыганов, П. А. Трайнин. Пять адмиралов удостоены звания Героя Советского Союза: Г. Н. Холостяков, А. И. Гурин, В. М. Лозовский, В. В. Холод, Е. А. Томко. Наш земляк В. Н. Дронов стал Героем РФ.
Зелик Элимелах родился в 1911-м в Гомеле, капитан 3-го ранга, военный комиссар ледокола ЛД-6 «Александр Сибиряков». 25 августа 1942 года его экипаж принял бой с немецким крейсером «Адмирал Шеер», который по водоизмещению в девять раз превышал советский ледокол. После тяжелого ранения капитана корабля командование принял Элимелах. Когда стало очевидно, что гибель ледокола неизбежна, он приказал открыть кингстоны. «Сибиряков» погружался в бездну Карского моря... Немцы взяли в плен часть экипажа и капитана. Комиссар Зелик Абрамович Элимелах и старший механик Бочурко утонули вместе с судном. На глубине 50 метров в Карском море около острова Белуха лежит «Сибиряков» — полярный «Варяг». Корабли, проходя это место, приспускают флаги и салютуют гудками. Один из островов в Карском море носит имя героя.
Когда усталая подлодка из глубины идет домой
Особое место в структуре ВМФ занимает подводный флот. И здесь земляки были на высоте, хотя опускались в боевом походе на подлодках в глубины океана. Белорусы стояли у истоков создания субмарин.Прототип ПЛ создан в России в 1834 году инженер-генералом Карлом Шильдером из белорусской шляхты Витебской губернии. Лодка приводилась в движение мускульной силой при помощи механических «ласт». Передвигаясь под водой, аппарат мог приблизиться к вражескому кораблю и поразить его пороховой миной с электрическим взрывателем, в будущем — пуск с ПЛ боевых ракет. Так привычно пишется в исторической литературе.
Но редко говорится, что он использовал идеи земляка Казимира Черновского, который родился в 1791-м в имении Корытница (ныне Белыничский район). Заключенный за революционную деятельность в одиночную камеру крепости в Шлиссельбурге, в 1825—1829 годах он разработал проект подводного корабля — цельнометаллической лодки с выдвижным перископом, впервые в мировой практике обосновал необходимость использования для строительства подлодки металла и придания кораблю обтекаемой цилиндрической формы. От этого проекта в дальнейшем шли создатели русских ПЛ. Военное министерство, учитывая революционное прошлое автора, не дало изобретению ход.
Через двадцать лет после Карла Шильдера, с 1854 по 1867 год, под руководством военного инженера Оттомара (Константина) Герна из Витебской губернии и по его проектам разработаны и построены с постоянным совершенствованием четыре образца ПЛ. Между тем, не получив практических результатов от опытов и исследований, в 1876-м работы прекратили.
Однако творческую мысль остановить было невозможно. Первый конструктор серийных ПЛ — Степан Джевецкий. Родился в 1843 году в белорусской семье, в 1884-м создал первую в мире ПЛ с электрическим двигателем, работавшим от аккумулятора. В 1907 году по его проекту построена ПЛ «Почтовый» с единым бензиновым двигателем для подводного и надводного хода. Основная его заслуга — организация подводного флота в России. 19 марта 1906-го Николай II издал указ об учреждении отдельной флотилии подводных кораблей, этот день в РФ отмечается как День подводника.
Лев Мациевич, белорус по происхождению, с 1907 года — наблюдатель за постройкой ПЛ на Балтийском заводе в Петербурге. Разработал 14 проектов подводных кораблей, изобрел двигатель, пригодный для надводного и подводного хода лодок.
На благо создания ВМФ РФ работали: Даниил Масальский — первым в России применил металлическую обшивку для подводной части корпуса судна; Константин Чернов — конструктор артиллерийского вооружения и морской артиллерии; Александр Гершун — разработал ряд оптических приборов для ВМФ России (прицелы, дальномеры, бинокли) — и другие талантливые белорусы.
Наши земляки не только конструировали и строили подводные лодки, но и командовали ими, водили в ближние и дальние походы.Первыми командирами ПЛ до и в годы Великой Отечественной были Вячеслав Клочковский из Витебской губернии, Максим Скрыганов из деревни Цупер Жлобинского района, Владимир Денисов из деревни Вальняки Городокского, уроженец Барановичей Георгий Холостяков, Евгений Шулаков из Лунинца, Сергей Верховский из Ильино Витебской губернии.
Старожил-подводник Александр Евдокименко (родители из деревень Зори и Комаровичи Могилевской области) с 1960-го командовал дизельной, затем атомной подводными лодками. На флоте прослужил 42 года, в 2023-м отметил 92-летие.
Егор Томко из деревни Леоновцы Миорского района командовал атомной многоцелевой подводной лодкой, в общей сложности восемь лет находился под водой. Звания Героя Советского Союза удостоен за успешное руководство первым в истории ВМФ групповым переходом под сплошным льдом Арктики с Северного на Тихоокеанский флот.
Станислав Козинцев из Калинковичей, Геннадий Полюхович из Заславля, Вячеслав Лагир из Мозыря, Владимир Домнин из Постав многие годы командовали современными атомными подлодками, потом дивизиями АПЛ.
Вызывают уважение и гордость династии белорусов-подводников, когда отцов на мостике и за перископом на ПЛ сменяли сыновья.
Андрей Воложинский (его отец из Буды Пуховичского района), вице-адмирал. С 1995 года — командир ракетной АПЛ стратегического назначения СФ «Борисоглебск». Начальник Главного штаба ВМФ РФ — первый заместитель Главнокомандующего ВМФ РФ (2015—2019). Его брат Михаил, капитан 1-го ранга, командир ПЛ, сын Ольгерт, капитан-лейтенант, служил на ПЛ СФ. Жители Быхова гордятся земляками контр-адмиралом Наумом Цирульниковым, который в 1934-м принял к командованию ПЛ на ТОФ, и его сыном Вадимом — начальником штаба дивизии ПЛ СФ.
Петр Дронин, контр-адмирал из деревни Хадечино Кличевского района. В 1957 году командиром дизельной ПЛ впервые в СССР совершил подледное плавание. Его сын Юрий, капитан 1-го ранга, командовал АПЛ на СФ. Георгий Костев из Жлобина командовал АПЛ, совершил 10 больших океанских и морских походов. Сын Игорь — командир АПЛ, начальник штаба 24-й дивизии ПЛ СФ. Михаил Поведенок из Веречье Городокского района в 1967-м принял к командованию дизельную ПЛ, его сын Леонид, капитан 1-го ранга, — командир АПЛ. Вице-адмирал Михаил Соколовский из Витебска служил на подводном флоте, его сын Сергей — начальник штаба соединения ПЛ СФ.
Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков из деревни Хвостово Витебской области не оставил свой пост, несмотря на команду посыльного покинуть терпящую бедствие в Норвежском море подводную лодку «Комсомолец» (7 апреля 1989-го).В аварийной обстановке заменил потерявшего сознание вахтенного матроса у дизель-генератора и до последней минуты своей жизни нес вахту, тем самым обеспечил лодку электропитанием, чтобы ее смогла покинуть хотя бы часть экипажа. Анатолий и сейчас лежит там, на нижней палубе затопленного третьего отсека…
Пусть простят меня герои, о чьих подвигах не рассказал…
Сегодня на ВМФ РФ достойно служат наши земляки: вице-адмирал Сергей Рекиш — с 2000 года командовал атомным подводным крейсером, в настоящее время начальник штаба — первый заместитель командующего ТОФ; контр-адмиралы Олег Гуринов, Юрий Ореховский, Вадим Кулить, Александр Гринкевич, контр-адмирал Иван Дубик. Уверен, есть еще имена, которые я не знаю, но надеюсь узнать с помощью читателей любимой газеты.
Семь футов вам под килем!
А число погружений пусть всегда равняется количеству всплытий!
Николай ПЕЧЕНЬ, доктор исторических наук, профессор.