Знакомимся с одним из самых ярких молодых игроков хоккейного «Динамо»

Мороз и солнце

Лет через десять, когда мы снова встретимся для большого глянцевого интервью, заголовок для него сделаем другим — громким и бравурным: «Мороз-воевода!». Даст хоккейный бог, все будет именно так, прямо как у Некрасова: «Идет — по деревьям шагает, трещит по замерзлой воде, и яркое солнце играет в косматой его бороде…»


Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется. Заглянуть в будущее тоже не дано (хоть и хочется), но специалисты утверждают, что у Вадима Мороза перспективы вырасти в настоящего большого мастера очень неплохие. Вадим провел великолепный сезон в чемпионате КХЛ и, несмотря на еще совсем юный возраст, стал заметной и важной фигурой в атакующих действиях минского «Динамо». Так что, глядишь, если и дальше этот форвард продолжит работать столь же кропотливо и прогрессировать такими же ударными темпами, то исполнятся все его мечты: и в НХЛ заиграет, и со сборной Беларуси медали чемпионата мира завоюет. Ну и на Олимпиаде, конечно, пошумит — как же без этого? 

С такой зимней фамилией Вадиму Морозу разминуться с хоккеем было очень сложно. Тем более что его отец Андрей Мороз — фигура на белорусском льду заметная: в начале 2000‑х он был главной подрастающей звездочкой новополоцкого «Полимира», имеет за плечами богатую игровую карьеру и внушительный список бомбардирских достижений. 

Сын продолжает дело отца, и, как мы видим, природа на нем совсем не отдохнула. Скорее наоборот — наделила новыми неординарными чертами таланта, который Вадим упорным трудом пытается раскрыть.

Всегда было интересно узнать: верит ли Мороз в Деда Мороза и не родственники ли они? А также какие желания загадывал маленький Мороз в тот волшебный час, когда часы били 12?

— В дедушку с бородой и в его чудеса, конечно, верил, — улыбается Вадим. — А вот о желаниях и подарках, признаться, уже не помню. Но вряд ли они в ту волшебную детскую пору были как-то связаны с хоккеем…

Родом из детства

— Детство — замечательная пора, и воспоминаний о нем очень много. Одно из самых ярких — наша дружба с Даником Сотишвили. Мы с ним с пяти лет вместе: росли, тренировались — плечом к плечу по жизни идем, а сегодня вместе цвета «Динамо» защищаем. У его папы и дедушки в Новополоцке есть свой шиномонтаж, где мы после тренировок проводили много времени с нашими родителями. Помню, дедушка Даника соорудил нам настоящие хоккейные ворота, приварив к ним в верхние углы металлические листы. Так что мы и тут без любимой игры не оставались: пока взрослые готовили шашлык и общались, обсуждая насущные дела и проблемы, мы с другом отрабатывали броски, выцеливая по «девяткам». Без дела никогда не сидели: зимой — коньки, летом — ролики.

Вадим Мороз и Даниил Сотишвили — пример крепкой дружбы.

— Хоккей в Новополоцке вид спорта номер 1?

— Вне всяких сомнений. В нашем городе всегда любили хоккей и сейчас жить без него не могут.

Я очень смутно помню, как играл отец, но атмосфера на трибунах ледового дворца одинаковая и тогда, и теперь: очень много зрителей, шумно, у всех приподнятое настроение… Невероятный ажиотаж!

— Папа — звезда местной команды, хоккей — главный вид спорта в городе… Похоже, у тебя не было другого пути, кроме как взять в руки клюшку.

— За меня сразу мама взялась — отвела на акробатику. Но там я не прижился — выгнали. Так получилось, что в группе был младше остальных и занятия как таковые мне не особо нравились. 

Я хотел бегать, резвиться, был гиперактивным ребенком и всем в зале только мешал. Потом свое веское слово сказал папа, и так я оказался на катке.

— Новополоцк богат на звездных хоккейных воспитанников. Кого из них считаешь самым крутым?

— АК-46 — Андрей Костицын! Приятно, что мы сейчас в одной команде, хоть и не на льду: Андрей Олегович в минском «Динамо» занимает пост заместителя начальника спортивного отдела. Для меня именно он самый легендарный новополоцкий хоккеист. Я рос на играх Костицына в НХЛ, смотрел и восхищался.

— Кто твой первый тренер?

— Наставник новополоцкого «Химика» Станислав Андреевич Коробов. С Даником Сотишвили мы вместе в его группу попали и все детство в одном звене играли. Станислав Андреевич — классный наставник, многому научил как на площадке, так и в жизни, не только тренировал, но и воспитывал. Благодарность хотел бы высказать также всем, кто так или иначе принимал участие в моем становлении. Если говорить про Новополоцк, то это, конечно, и папа, и Дмитрий Рудак, и Андрей Тыднюк. Они всегда подсказывали, помогали словом и делом. Для меня «Химик» продолжает оставаться не чужим коллективом. Станислав Андреевич возглавляет основную команду, его отец Андрей Анатольевич Коробов работал в фарм-клубе, который нынче тренирует мой папа. Так что слежу за выступлением клуба в чемпионате страны, болею за парней.

«Динамо» — это сила

— Какие твои первые детские воспоминания о минском «Динамо»?

— Приезжали как-то в Минск играть с пацанами из динамовской школы. Малые еще совсем. Результат, конечно, не назову, а вот вечерний визит в «Минск-Арену» после той встречи запомнился навсегда: «Динамо» проводило очередной поединок в чемпионате КХЛ! Впечатлений уйма, помню, сидел, вертел головой по сторонам и думал: «Это просто вау!»

— Когда все же вышел на лед «Минск-Арены» в форме «Динамо», эмоции были схожие?

— Мне очень хотелось этого достичь. За год до дебюта я был в «Минск-Арене» и смотрел за седьмым матчем финальной серии Кубка ­Президента, в котором встречались жлобинский «Металлург» и «Юность». Аншлаг, невероятный шум и потрясающий хоккей! Впечатлило. Наблюдал и думал: на льду ведь сейчас есть мои ровесники, с которыми я столько матчей провел! Поэтому, когда мечта осуществилась и я сыграл в форме «зубров» на этой красавице арене, эмоций было много.

— Атмосфера в «Минск-Арене» — космос?

— Самая крутая в КХЛ — сто процентов и без всяких вариантов. А родившаяся традиция болельщиков петь «Седую ночь» вообще очень зашла, это потрясающе!

— Как ты обычно настраиваешься на матчи?

— Ничего необычного: днем поспать, потом макароны с курицей — и вперед! Музыка — под настроение: могу Rammstein врубить, могу что-нибудь попсовое.

— Как оценишь минувший сезон лично для себя? Доволен?

— Яркий, насыщенный, со множеством положительных эмоций. Единственное: жаль, что все так быстро закончилось, в том числе в плей-офф Кубка Гагарина. Из-за этого осталось чувство легкой недосказанности.

— Дмитрий Квартальнов часто хвалил?

— Бывало. Кнут и пряник в равной степени важны, и Дмитрий Вячеславович успешно использует оба метода. Я на критику реагирую спокойно, не обижаюсь. Понимаю: это исключительно для того, чтобы стать лучше, а потому нужно прислушиваться и делать выводы. У меня, кстати, отец очень строгий, так что к нагоняям я привык. Лучше, когда критикуют, чем равнодушно молчат.

— Какие цели наметил на ближайшее время?

— Нужно закрепиться в основном составе «Динамо», заявить о себе в КХЛ и развиваться дальше. Если предоставится шанс, то попробовать заиграть в НХЛ. А путь к этому только один, других не придумали: пахать, пахать и еще раз пахать. Просто так ничего не бывает.

Вадим Мороз (№ 13) всегда нацелен на ворота.

Перелететь океан и разогнать крылом туман

— На драфте НХЛ в третьем раунде под общим 88‑м номером тебя выбрала «Аризона». Рад?

— Нормально. Был на церемонии в Нэшвилле — положительные эмоции, крутая организация. Все супер. Связь с клубом поддерживаю, получаю задания, выполняю. Любые вопросы решаются: подсказывают, помогают, разбирают ошибки. Мне еще над многими компонентами (скоростью, физической мощью, броском) предстоит серьезно и много работать, некогда расслабляться.

— Ты попал на драфт, ни матча не проведя в юниорских заокеанских лигах. Не звали или принципиально не ехал?

— Предложений не поступало. Обидно ли? Чуть-чуть. Но в то же время понимал: ничего страшного. Нужно делать свое дело, играть, доказывать игрой, на что способен.

— В системе клуба уже несколько лет выступает динамовский воспитанник Владислав Колячонок. Общались?

— После драфта созвонились, немного поговорили. Он поздравил, поддержал, сказал, что могу обращаться по любым вопросам. Контракт с «Динамо» у меня до 2026 года, так что все мысли пока связаны только с минской командой, а потом будет видно.

— Прошедший сезон стал для нас рекордным в НХЛ. В сильнейшей лиге мира сыграли Колячонок, Илья Соловьев, Алексей Протас, а Егор Шарангович и вовсе переписал бомбардирский и снайперский рекорд Михаила Грабовского, державшийся более десяти лет.

— Классно, что ребята выходят на лидерские позиции. Наш хоккей на подъеме, его уровень стремительно растет, молодежь прогрессирует, новая плеяда игроков заявляет о себе. Все потому, что государство уделяет развитию спорта в стране огромное внимание: построено большое количество ледовых дворцов, работают детско-юношеские школы, идет развитие тренеров, выстроена структура от начальных этапов до вершины — минского «Динамо» и сборной.

С отцом во время драфта НХЛ.
Фото из личного архива Вадима Мороза.

— Увы, Международная федерация хоккея и политики от спорта лишили сборные России и Беларуси права выступать на мировом уровне.

— Когда-нибудь этот период завершится и мы вернемся. Я всегда смотрел чемпионаты мира: и юниорские, и молодежные, и, конечно, взрослые. Для нас с папой это был настоящий праздник, ни одной игры старались не пропускать: обсуждали, переживали, спорили.

Чемпионат мира в 2014 году, который принимал Минск, вообще отдельная история! Приезжали с отцом в «Минск-Арену», до сих пор помню атмосферу грандиозного фестиваля. Эти эмоции останутся на всю жизнь. Были на игре Беларусь — Россия. Жаль, Александра Овечкина в деле увидеть не получилось, он как раз ту встречу пропустил. Но были там и другие звезды: Евгений Малкин, Сергей Бобровский, Евгений Кузнецов… Хочется самому испытать себя на таком уровне. С нетерпением жду возвращения сборной на международную арену. Уверен, что бой дадим каждому.

Не хоккеем единым

— Говорят, что яблоко от яблони падает недалеко. Вы похожи с отцом по манере игры? Что на сей счет говорят знающие люди?

— Кардинально разные. Начнем с того, что я высокий, а папа — нет. Он маленький, юркий и очень скоростной, у меня же манера совсем другая. Про папу говорили, что это новополоцкий Павел Буре — настоящая ракета.

— После игр он тебе часто звонит?

— Постоянно.

— Пихает?

— Уже спокойнее стал, а раньше бывало. Сейчас всегда указывает на ошибки.

— А мама?

— Мама больше на эмоциях. Сильно переживает, хоккей — игра мужская, и, если мне достается, обязательно интересуется здоровьем и советует не расстраиваться. Поддержка родителей для меня очень важна, я ее чувствую, и она мне помогает. Приезжают родные и на матчи в «Минск-Арену».

— Какие у тебя увлечения, кроме хоккея?

— Люблю настольный теннис, очень хорошо играю. В «Динамо» мы с Виталиком Пинчуком и Даником Сотишвили в пинг-понге одни из лучших. Большой теннис еще… Вообще, предпочитаю активный отдых, нравятся игровые виды: футбол, баскетбол, волейбол.

— А бильярд, карты?

— Был период, играли в самолете в нарды. В бильярд тоже иногда балуемся. Но тут у нас все слабые, кроме генерального менеджера по спорту Олега Антоненко, — Олег Владимирович с кием обращаться умеет не хуже, чем с клюшкой на льду.

— Недаром, значит, в бытность главным тренером сборной Беларуси Глен Хэнлон назвал его снайпером на крыше за умение в нужный момент нанести точный убойный бросок…

— Я помню, как-то оказался на площадке вместе с Олегом Владимировичем и сразу для себя отметил, что он большой мастер! Так с шайбой обращаться — это уровень!

— Форму держит приличную, не зря ведь является капитаном хоккейной команды ­Президента! «Динамо», кстати, после окончания сезона встречалось в товарищеском поединке со сборной Главы государства. Как впечатления?

— Впечатлений уйма! Там сейчас команда топ-уровня — звезд очень много. Я от игры получил удовольствие. И ­Президента вблизи увидел, часто оказывался вместе с ним на льду. Признаюсь, даже слегка волновался.

Фото из личного архива Вадима Мороза.
Вадим МОРОЗ

♦ Родился 20 ноября 2003 года.

♦ Ходить, говорить, кататься на коньках и держать в руках клюшку научился приблизительно в одно время.

♦ По знаку зодиака — Скорпион.

♦ Любит активный отдых и классно играет в настольный теннис.

♦ Слушает Гуфа и Oasis, любимым фильмом называет спортивную драму «Человек, который изменил все», настоятельно рекомендуя ее к просмотру.

♦ Сын известного в недавнем прошлом хоккеиста Андрея Мороза, который играл за минское «Динамо», новополоцкий «Полимир», минский «Керамин», «Гомель» и киевский «Беркут».

Страничка истории

Новополоцк — один из самых хоккейных городов страны со своей неповторимой историей и колоритом. В конце 1980‑х энтузиасты заливали зимой в Новополоцке десятки хоккейных площадок, на которых с утра до вечера сражались команды школьников при ЖЭСах и обычные дворовые ватаги. Уже в ту пору местный «Химик» был в городе поистине народной командой, за которую болели все. А когда в Новополоцке в 1994 году возвели крытую ледовую арену, случился настоящий хоккейный бум. Детские тренеры той поры до сих пор с нескрываемым удовольствием вспоминают, как в первые наборы в ДЮСШ приходило под две сотни ребятишек, тогда как сегодня не всегда удается наскрести и пару десятков.

Имена легендарных воспитанников ледовой школы Новополоцка широко известны далеко за пределами не только города, но и страны. Самые звездные — братья Андрей и Сергей Костицыны, много матчей сыгравшие за сборную Беларуси, за «Динамо» в КХЛ, а также за клубы НХЛ. Имеет наигрыш в сильнейшей лиге мира и защитник Дмитрий Коробов — оплот обороны минского «Динамо» последних лет. Владимир Денисов, Артем Волков, Сергей Заделенов, Александр Китаров, Никита Комаров, братья Игорь и Кирилл Брикуны — это все тоже новополоцкие птенцы. Болельщики со стажем прекрасно помнят лихой слоган, который кричали с трибун буквально каждой ледовой арены страны: «Атакуй ни атакуй, все равно забьет Валуй!» Новополоцкий голеадор Виталий Валуй навсегда вписал свое имя в историю белорусских чемпионатов. Как и Александр Жидких, побивший все рекорды нацио­нальных первенств по количеству матчей и бомбардирских баллов.

s_kanashyts@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter